Новый кризис в истории России грозится быть самым тяжёлым из всех, что были на веку «рождённых в СССР». Тяжело сейчас ВСЕМ компаниям.
Не успели мы после последнего кризиса нарастить «жирок», как снова надо сушиться, снова соревнования, но уже на выбывание.
Итоги очередного опроса предпринимателей микро и малого бизнеса показали, что 69% испытывают проблемы из-за санкций и еще не успели адаптироваться к новым условиям, 13,5% приостановили свой бизнес и 1,6% закрыли.
Как выжить малому бизнесу на фоне падающей экономики и покупательской способности?
Одним из самых действенных способов является сокращение затрат.
Оговоримся сразу – сушимся без фанатизма, без ущерба для всего организма - Компании
ИТАК - Что Сушим?
У вас есть производство?
Технологи сейчас ваша сила. Их не сокращать! Наоборот, всячески стимулировать их работу по поиску более дешевых и доступных альтернатив материалов и сырья.
У Вас купля-продажа?
Отдел закупок сейчас ваша сила. Они должны быть заняты поиском дешевых и доступных альтернатив товаров, логистики,. Работу проводить вместе с отделом развития продуктовой линейки
Заработная плата – Аккуратнее с главным активом Компании!
- Если объемы продаж не сокращаются- стараться не сокращать персонал.
- Тем не менее, рекомендуем именно сейчас провести аудит функционала всех подразделений, для выявления КПД каждого сотрудника. По результатам анализа гарантировано сокращение персонала.
- Часть сотрудников можно заменить аутсорсингом. Как правило это дешевле, например аутсорсинг бухгалтерии и ведения управленческого учета в среднем выходит дешевле на 20-30%.
Аренда – на втором месте среди затрат у производственных компаний, общепита и торгового бизнеса.
- Анализируем КПД каждого арендуемого м2. Особенно если планируется сокращение затрат.
- Поиск новых мест с меньшей площадью.
- Не забываем про условия договоров аренды!
- Отдача на аутсорсинг части работы – поможет сократить расходы на аренду.
Маркетинг и реклама
Провести анализ отдачи каждого вида рекламы за последний год, и оставить только те, что реально работали и еще не заблокированы, на получение новых клиентов, на рост продаж.
Затраты на ремонт и поддержание производственного фонда
Напрягаем отдел закупок на поиск более дешевы альтернатив запчастей и расходного материала.
ЭДО
Активизируем процесс перехода на электронный документооборот (ЭДО) – сокращает потребление бумаги.Стоимость бумаги относительно февраля 2022 года возросла в 2-3 раза. Экономия от внедрения ЭДО может составить от 30% и выше.
Налоги
- Свериться с налоговой и фондами по взаиморасчетам. Бывают случаи серьезных переплат.
- Проанализировать налоговое обременение на предмет возможной законной оптимизации.
Далее пройдемся по активам и пассивам
Дебиторская задолженность
- Работа с просроченными задолженностями.
Гарантийные письма от клиентов
Если отказываются погашать – принимать меры в соответствии с договором
Если в договоре не прописаны меры за неоплату –договариваться с клиентами всеми возможными способами. И срочно составляйте корректный договор реализации, а лучше целую систему типовых договоров и систему работы с дебиторской задолженностью, чтобы не оказаться с огромной просрочкой, в очередные трудные времена. С этим мы сможем вам помочь.
- Акции при реализации товара – «заплатите сейчас и получите скидку__%». Просчитайте экономическую целесообразность этих скидок.
- Сокращение отсрочек клиентам.
Товары
- Стараемся реализовать неликвидные запасы.
- Ищите подходы к работе без отходов.
- Пересматриваем политику к страховым запасам.
Кредиторская задолженность
- Гарантийные письма поставщикам- проанализировать план отгрузок товара, за который Вы должны поставщику, и привязать график платежей к этому графику
- Договариваемся о максимально возможной отсрочке платежа исходя из плана движения денежных средств.
- Ведем работу по дополнительным отсрочкам по новым поставкам.
Основные средства
- При сворачивании производства – обязательно остановить начисление амортизации.
- Держите на баланс или планируется его дальнейшее использование.
- Не планируется? – ищите покупателей. Дополнительные средства помогут развитию других направлений.
Кредиты и займы
- Ищем возможности рефинансирования по льготному кредитованию
- Нет возможности? Включаем в платежный календарь как обязательный платеж, но досрочно погашать не надо, если не сможете позже найти кредит под такую же ставку.
Последнее но не по важности - Работа с Бюджетом
- Если ранее у Вас не было Бюджета – его надо составит. Пусть на месяц вперед, на два на три, но надо.
- При наличии бюджета - пересматриваем исходя из планируемых мероприятий по «сушке» cost-ов и изменению кредитной политики.
- Бюджетный контроль должен быть ужесточен – перерасход по статьям, которые Вы не «сушили», может нивелировать положительный результат тех что «сушили»
- Обращаемся к бюджету уже не по закрытию отчетного периода, а каждую неделю. Бюджет должен стать вашим регулярным инструментом для еженедельных антикризисных планерок.
Работы много, как и всегда в кризис, как и всегда когда мы пытаемся сбросить лишний вес. Но чем лучше мы сейчас поработаем - тем лучше будет результат. Тем выносливее станет Ваша компания в наш век регулярных кризисов.
Если Вам не удается самим с этим справится, на помощь приходят консалтинговые компании.
Они как тренеры, помогут вам найти причину наличия лишнего жира, разработают диету и комплекс упражнений, для того чтобы ваш организм стал подтянутый, здоровый и бодрый.
Благодарю за внимание.
Подписывайтесь на мой канал.
Переходите по ссылке на сайт нашей консалтинговой компании www.hipfin.ru
Обращайтесь за консультацией.
Следите за нашими акциями.
#сокращение затрат #бизнес и финансы #консалтинг #бизнес консалтинг #финансоваяграмотность #финансовый директор