Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк на набережной реки Фонтанки, 3, не так давно официально вернул себе историческое имя: цирк Чинизелли. Это имя он носит в честь своего основателя, Гаэтано Чинизелли, который в 1877 году создал первый каменный стационарный цирк в России.
Прежде в Петербурге были здания цирков, но они были деревянными и недолговечными. Деревянное здание цирка Карла Гинне в 1872 году получил Чинизелли. Все остальные европейские столицы уже имели стационарные цирки, и Чинизелли решил, что строить каменный цирк необходимо.
Получить выгодное место в центре города было непросто. Доподлинно неизвестно, как именно Чининзелли удалось получить территорию в аренду за скромные деньги: возможно, сыграло свою роль обещание обустроить также и Инженерный сквер, а может, убедить императора помогла миловидная дочь циркача. Тем не менее, 26 декабря 1877 года первый каменный цирк в стране открылся.
Автором проекта стал Василий Александрович Кенель, академик архитектуры Императорской Академии художеств и член Петербургского общества архитекторов. Его могила со строгим памятником находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. За свою жизнь Кенель успел воплотить немало проектов, но здание цирка было уникальным. Построено оно было согласно передовой для того времени инженерной мысли. Купол рекордного для тех дней пролёта — почти 50 метров — впервые в истории архитектуры не поддерживался внутренними колоннами. Благодаря этому внутри зала был создан необычайный пространственный эффект. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола накрывала зал подобно опрокинутой чаше. Это новое техническое решение впоследствии широко применялось в строительстве подобных сооружений.
Роскошно был оформлен зрительный зал: малиновый бархат, зеркала, золото. Вместе с галёркой цирк мог вместить до 5000 зрителей.
В 1919 году цирк стал государственным. Интересно, что в советские годы цирк, как и многие другие культурные учреждения, стал выполнять и просветительскую деятельность: например, в программе был аттракцион «Люди морского дна», который рассказывал о технических достижениях водолазов, поднимавших потонувшие суда.
В течение XX века облик цирка претерпел множество переделок и утрат. В ходе масштабной реконструкции 2014—2015 годов часть исторических черт была восстановлена: так, оркестр из императорской ложи был перемещён на своё первоначальное место над занавесом.
А вы ходите любите цирк? Или, наоборот, обходите стороной? Поделитесь в комментариях своим мнением.
Сайт Фонда содействию восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге: https://kultfond.com
#санкт-петербург #государственный цирк #архитектура