Найти тему
Елена Бобко

О Бахе и кофе

…wie schmeckt der Coffee süße,

Lieblicher als tausend Küsse...

Это ария Лизхен из Кофейной кантаты Иоганна Себастьяна Баха, которая считается одной из самых красивых оперных женских партий. Сама же Kaffeekantate (мне нравится немецкий вариант – в одно слово) в числе наиболее часто исполняемых светских кантат композитора.

Между тем, Кофейная кантата – музыкальная шутка, созданная на заказ, да ещё и в чисто рекламных целях. Бах написал её по заказу кофейного дома Циммермана в Лейпциге.

С 1723 года Бах служил в Лейпциге кантором церкви Святого Фомы, а в 1729 году стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля – любительского оркестра с певцами-солистами, состоящего из студентов Лейпцигского университета. Концерты Collegium Musicum обычно проходили в залах городских кофеен, особенно часто – в весьма «пафосной» кофейне Циммермана (по пятницам зимой и по средам летом). Двухчасовые концерты у Циммермана пользовались популярностью у горожан (пишут, что собиралось до 150 слушателей). Время от времени Бах по заказу Готфрида Циммермана писал музыку, которая в доме же исполнялась впервые и хорошо оплачивалась.

Музыкальный (крафт-) аспект. Кофейная кантата, BWV 211. Инципит (то есть начальные слова какого-либо текста, служащие для его идентификации, а также выполняющие функцию его названия): «Schweigt stille, plaudert nicht» (замечательный, на мой вкус). Продолжительность – от 25 до 30 минут. Исполнители: Рассказчик (тенор), Schlendrian (бас) – бюргер, противник новаций, недолюбливающий кофе и всячески отговаривающий дочь от его частого и регулярного употребления, Lieschen (сопрано) – та самая дочь, для которой кофе «lieblicher als tausend Küsse». Инструменты: флейта, две скрипки, альт, клавесин, виолончель. В кантате 10 номеров, арии строго чередуются с речитативами-secco, а в завершающем номере звучит трио солистов. Либретто к ней написал известный в то время либреттист Христиан Фридрих Хенрики (под псевдонимом Пикандер), кстати, друг Баха.

Kaffeekantate благодаря несложному сюжету, использованию народно-песенных интонаций и куплетных форм зачастую характеризуется как первое произведение немецкой национальной комической оперы (зингшпиля).

Особенность Кофейной кантаты, её ноу-хау, в том, что артисты, исполняющие три главные партии, не только поют, но и варят кофе, угощая им слушателей. Эта традиция – готовить кофе на глазах у зрителей – прижилась и остаётся неизменной в течение почти 200 лет, соблюдаясь в том числе в России.

Вот просто снимаю шляпу. Гениальный рекламный трюк под гениальную музыку. Дело в том, что в первые десятилетия XVIII столетия жители Германии с бооольшим недоверием относились к кофе, предпочитая традиционное пиво. Во многих землях продажа кофе облагалась высокими налогами, а кое-где была и вовсе запрещена. И!.. Существовало (на самом высоком уровне) даже движение на запрет кофе для женщин (предполагалось, что кофе снижает их способность к деторождению). Думаю, именно неразрешимость проблемы «Женщины и кофе» стала основной причиной написания музыкального шутливого опуса ))

Однако, как известно, в каждой шутке – доля шутки. Либретто Х.Ф. Хенрики современниками воспринималось отнюдь не как милая шутка, но как остросоциальный комментарий. К тому же, по мнению некоторых историков, одним из сторонних спонсоров, авторов либретто и, возможно, исполнительницей партии Lieschen была немецкая поэтесса Кристиана Мариана фон Циглер (автор стихов к 9 другим кантатам гениального композитора). Во времена Баха факт того, что женщина оплатила создание мини-оперы о женщине, которая любит кофе, несмотря на общественное порицание, был, мягко говоря, удивительным.

Но всё удалось. Первое исполнение Kaffeekantate в 1734 году прошло с успехом; число поклонников Баха и покупателей кофейного дома Готфрида Циммермана увеличилось и продолжало прирастать. К середине века женщинам в Германии уже не возбранялось пить кофе. А потому что дело было правое!.. ))

Кофейня Циммермана просуществовала до Второй мировой войны и была разрушена при бомбардировке Лейпцига.