Подписанные Президентом федеральные законы:
1. Федеральный закон от 16.04.2022 № 98-ФЗ «О внесении изменения в статью 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Устанавливается, что для индексации присуждённых судом денежных сумм используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации (если иное не предусмотрено федеральным законом или договором).
Ранее критериев индексации в законодательстве установлено не было, в связи с чем суды отказывали в индексации требований.
2. Федеральный закон от 16.04.2022 № 97-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Федеральным законом освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии при условии выделения в цене такого договора вознаграждения за передачу указанных исключительных прав.
3. Федеральный закон от 16.04.2022 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Исключены положения по проведению обязательного аудита в отношении непубличных акционерных обществ, введен ряд ограничений на размещение ценных бумаг на иностранных биржах российскими компаниями.
4. Федеральный закон от 16.04.2022 № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 4 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Закон о банковской деятельности дополнен нормой, которая запрещает кредитным организациям при переводе денежных средств со счетов клиентов в связи с изменением или расторжением договора банковского счета (иного договора о банковском обслуживании) взимать комиссионное вознаграждение в большем размере, чем при обычном переводе.
Вступает в силу с 01.07.2022 г.
Поступившие на рассмотрение Государственной Думы РФ значимые законопроекты:
1. Законопроект № 100935-8 «Об особенностях изменения процентных ставок по кредитам в 2022 году и о приостановлении действия отдельных положений статьи 29 Федерального закона О банках и банковской деятельности».
Предлагается ограничить право кредитных организаций на изменение процентной ставки по кредиту (в случае, если такое право изначально было предусмотрено договором) до конца 2022 года.
2. Законопроект № 101234-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных».
Устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия физического лица - субъекта таких данных.
3. Законопроект № 101622-8 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части ограничения комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров».
Законопроектом предлагается ограничить размер банковской комиссии за эквайринг половиной процента от суммы операции. Новация касается расчетов в рублях, совершаемых на территории Российской Федерации
4. Законопроект № 103501-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в части уточнения порядка взаимодействия с акционерами)».
Законопроектом предусматривается введение условий для приостановления направления сообщений «потерянным» акционерам, а также для приостановления выплат невостребованных дивидендов.
5. Законопроект № 109949-8 «О внесении изменений в главу 26-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Предлагается увеличить предельный объема дохода с 200,0 млн. рублей до 350,0 млн. рублей для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.