В Москве в апреле прошёл Kinorex – киномузыкальный фестиваль уникального формата, дважды обладатель гранта «Тавриды». Уже второй год молодые режиссёры и композиторы объединяются в команды и вместе работают над саундтреком и музыкальным оформлением к короткометражному фильму. Генеральный продюсер Kinorex Никита Брусин рассказал MovieStart о том, как провести международный фестиваль в сегодняшних условиях и как помочь режиссёрам и композиторам найти своего творческого союзника.
— Никита, расскажите, пожалуйста, о фестивале: в чём его значение для отрасли, для страны?
— Основная наша задача – познакомить ребят. На сегодняшний день происходит некий дисконнект в отраслях кино и музыки. В институтах, где обучаются режиссёры, нет композиторского факультета, студенты должны искать автора музыки где придётся: либо платить большие деньги профессиональным студиям, либо делать что-то самим, либо ограничиваться тем, что нашли в интернете.
Такая же история у композиторов. У нас много консерваторий, академий, институтов культуры, где учатся действительно хорошие ребята. Студенты занимаются этим профессионально, ищут возможность применить свои умения. То есть везде есть профессионалы, всем нужно собирать портфолио, но при этом площадок, куда можно обратиться, практически нет.
В 2020 году на арт-кластере «Таврида» мы впервые предложили решить эту проблему с помощью нашего фестиваля. В голове был образ условного «Тиндера»: листаешь, смотришь, что тебе больше нравится, и работаешь с этим автором. По этому принципу мы и создали нашу платформу, куда конкурсанты размещали свои заявки. После фестиваля у всех участников остались контакты друг друга. Теперь они знают, к кому можно обращаться в дальнейшем. В идеале мы, конечно, хотим, чтобы все находили «творческую пару» на всю жизнь, как, например, Михалков с Артемьевым, но главное для нас – создать условия, в которых можно будет «свести» как можно больше творческих единомышленников.
— Как прошло мероприятие в этот раз? Сколько было заявок, работ? Чем отличились конкурсанты?
— Наш фестиваль на удивление вызвал большой международный интерес. Огромная часть заявок поступила из-за границы. Больше 420 работ зарубежных режиссеров. Были фильмы из Испании, Латинской и Северной Америки, Мексики, Колумбии, Бразилии, Чили, Аргентины, Кореи. Испанцы благодарили за возможность участвовать в конкурсе. Для них участвовать бесплатно в фестивале за гранью понимания: когда тебе и музыку дадут, ещё и с композитором познакомят. У них другое устройство общества, ничего бесплатного нет, поэтому для них это была уникальная возможность.
В этом году на фестивале получились очень неожиданные дуэты режиссёров и композиторов. Некоторые международные союзы вышли в финал и стали победителями в номинациях. Например, работа «Lus De Mar» испанского режиссёра Джона Доу и русских композиторов Игоря Тарабрина и Екатерины Евменьевой стала победителем в номинации «Оркестровая музыка».
— Вы считаете, что опыт сотрудничества с конкурсантами из других стран был успешным?
— Да, это было прекрасно. Мы опасались, что в связи со всеми событиями, которые сейчас происходят, иностранные конкурсанты могут отказаться участвовать в нашем проекте, но ребята были с нами, за что мы их искренне благодарим. У нас не было ни одного иностранного участника, который прекратил сотрудничать.
— Существует стереотип, что заказать музыку для фильма – очень дорого. Так ли это?
— Кино вообще недешевый процесс, но услуги кинокомпозитора в нём не самое дорогое. К тому же они сильно различаются в цене, в зависимости от задач и возможностей проекта. Если это немое кино и там везде нужна фоновая музыка, то это одна история. Если это музыка, как в Marvel, где создают классные треки и необходимо несколько тем для супергероев, то там предполагаются другие условия. А так, в целом, во многих фильмах можно обойтись приемлемой ценой, достойной уровня работы конкретного композитора. Опять же, если будут площадки, где авторы с демократичными ценами смогут размещать свои предложения, а режиссёры смогут сразу же оценить качество, то и вопроса этого возникать не будет. Заходи и смотри.
Читать интервью полностью – на сайте MovieStart