5 мая ЕвроАвто отмечает 28-летие. За это время рынок по продаже запчастей и автосервиса сильно изменился. В прошлой статье шла речь о лихих 90-х и стабилизации нулевых, перейдем к 10-м. В это время бизнес пережил взлет и… Давайте обо всем по порядку!
Эпоха географических открытий
С 2005 по 2010 гг. произошел мощный приток иномарок, а для ЕвроАвто это новые клиенты. Выросла и конкуренция: количество игроков на рынке обслуживания авто резко увеличилось. В постсоветское время человек, сформировавшийся в условиях дефицита, был готов ехать на другой конец города в сервис к своему механику. Город рос, как и пробки, все меньше людей хотели тратить время на дорогу в СТО. И компания ЕвроАвто, отвечая спросу, активно открывала новые предприятия. В середине десятилетия это уже сеть — более десяти точек на карте Санкт-Петербурга: Индустриальный проспект, Турухтанные Острова, Хасанская, Большевиков, Испытателей, Маршала Блюхера и другие.
Менялась и модель потребления. Многие съездили за границу и узнали, что такое хороший сервис. Теперь клиенты рассчитывали на качественное обслуживание и в СТО. Для ЕвроАвто это время стандартизации работы, единого оформления фасадов и интерьеров помещений, формирования общего вектора развития. Попадая на предприятия сети, клиент не чувствовал различий.
К 2012 году ЕвроАвто — это сформированная команда, четко описанные процессы и опыт запуска новых предприятий. С этого времени начинается активный рост сети. Компания открывает предприятия по франшизе.
Для франчайзи партнерство с ЕвроАвто — это:
• известность бренда, которому доверяют;
• стабильный трафик клиентов через сайт и доступ к клиентской базе компании;
• контакт-центр, где более 230 сотрудников готовы профессионально подобрать запчасти;
• эффективные корпоративные стандарты и многолетний опыт;
• система управления персоналом и процессами;
• доступ к современным IT-решениям;
• обучение сотрудников;
• группа запуска и персональный менеджер, который полностью ведет проект;
• работа с отделом маркетинга и рекламы, инженерами по гарантии и другими службами.
В 2022 году под флагом ЕвроАвто работает 50 магазинов и 40 станций технического обслуживания, 5 предприятий — на стадии запуска. Их могло быть и больше: с 2016 года в отдел франшизы поступило свыше 25 000 заявок, но не все потенциальные партнеры отвечают требованиям. Компания не стремится поставить как можно больше флажков на карте. Есть цель развивать эффективную бизнес-модель, сохранять ценности сети и увеличивать прибыль франчайзи.
В крупной сети клиенту стало удобнее и покупать запчасти. А в 2012 году появляется интернет-магазин. В это время ЕвроАвто — это в первую очередь Санкт-Петербург, а с открытием пунктов выдачи начинается развитие компании в Москве. Позже сформировалась комплексная система доставки по всей России, Беларуси и Казахстану.
Теперь не страшно
С появлением Закона об ОСАГО начал формироваться рынок страхования, а после принятия Закона о приоритете натурального возмещения люди стали выбирать именно этот способ. Почему? Клиент приезжает в автосервис, который согласует сумму и детали работ со страховой компанией, и получает машину после ремонта в том же состоянии, что и до аварии. Это намного проще, чем требовать компенсацию, которая рассчитывалась с учетом амортизации и зачастую не покрывала затраты на ремонт, дело доходило до судов. Владельцы ОСАГО быстро оценили удобство натурального возмещения — в ЕвроАвто новый приток клиентов. Раньше СТО и страховые не сотрудничали так плотно, а теперь доля таких обращений растет. Страховые получают карт-бланш: они решают, куда направить клиента. У ЕвроАвто двустороннее сотрудничество с ведущими страховыми компаниями, которые направляют пострадавшего автовладельца на СТО и наоборот. Отдел страхования помогает выбрать выгодные условия, застраховать машину во время покупки деталей или прохождения ТО и оформить документ.
И тебя выучат, и тебя выучат
Сеть развивается, потребность в технических специалистах — в первую очередь, автомеханиках, диагностах — растет и достигает максимума. Но престиж рабочих профессий упал, связь образования и занятости утрачена, а новым специалистам все сложнее адаптироваться при трудоустройстве. ЕвроАвто решает восстановить связь и наладить взаимодействие с профильными колледжами - такими, как, например, Автодорожный колледж и Техникум “Автосервис”. Эта советская модель взаимодействия учебы и работы доказала свою эффективность.
В 2013 году выпускники колледжей пришли в ЕвроАвто на практику и начали вливаться в коллектив. Была создана система адаптации и наставничества, росла потребность в “дообучении”. На рынке появляются новые запчасти и комплектующие, инструменты и автомобили, а также меняются технологии, с ними нужно уметь работать. Производители проводят тренинги и сертифицируют СТО. Был создан учебный центр, который позже перерос в академию ЕвроАвто. Здесь есть программы по фундаментальным навыкам, корпоративным стандартам общения с клиентом и методологии работы.
“Сотрудники проходят тренинги в своей сфере, будь то механик или специалист отдела продаж. Постоянное образование необходимо в любой нише. Это закон природы и бизнеса: как только останавливаешься, перестаешь развиваться и получать новые знания и навыки. Ты стагнируешь и проигрываешь сильнейшему”, - считает директор франчайзинговой сети СТО Михаил Петров.
С 2014 года стало традицией на предприятиях ЕвроАвто проводить соревнования по замене дисков и колодок, подшипников, амортизаторов, цепей ГРМ, соревнования диагностов и маляров. Зачем? Сотрудники оттачивают свое мастерство и соревнуются в полученных навыках. Соревновательный дух помогает достигать лучших результатов и узнавать все больше о повседневных рабочих моментах. Появляется возможность по-другому взглянуть на привычный процесс и научиться новому. Это качественно меняет процесс и скорость работы. Многие шаблоны были развенчаны в ходе таких мероприятий. Если раньше считалось, что замена цепи ГРМ занимает день, то по итогу состязаний участники показали ошеломительный результат, - замена за 18 минут с соблюдением всех требований регламента. Конечно, не учитывалось время заезда машины на СТО и подготовительных работ. Но в целом мнение о сложности и трудозатратах операции меняются.
2010-е — время бурного роста рынка авто, но не обошлось и без кризиса: 2014-й год существенно изменил цены. ЕвроАвто пережил этот кризис. Спрос в сегменте люкс сместился в сторону эконом-класса. Люди адаптировались к новым реалиям. ЕвроАвто по-прежнему предлагает клиентам отличные сервис без потери качества. Такая система поможет сети пережить и другие кризисы, но это уже совсем другая история…