Краткий экскурс
6 мая 1937 года немецкий дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение в США. Катастрофа, унесшая 36 жизней, завершила эпоху пассажирских дирижаблей
Строительство дирижабля под кодовым названием LZ 129 началось в Германии в 1931 году — еще до прихода Гитлера к власти — и заняло почти пять лет. Конструктивно это был так называемый жесткий дирижабль — наиболее распространенный тип эпохи пассажирского дирижаблестроения. Каркас из дюралюминия был обтянут тканью, а внутри размещены замкнутые камеры с газом. В дирижабле вместо гелия, немцы использовали одород, так как он был дешевле да и производить его Германия не могла в достаточных количествах. А американцы отказывались поставлять Германии гелий из-за его двойного назначения. (Вот они - санкции, приведшие к жертвам). Жесткие дирижабли были огромного размера: в противном случае подъемная сила получалась очень маленькой.
Первый полет LZ 129 состоялся 4 марта 1936 года. На тот момент это был самый крупный пассажирский дирижабль в мире. Поначалу его хотели назвать в честь фюрера, но Гитлер был против: любая неприятность с машиной могла нанести урон его имиджу. Тогда дирижаблю дали имя «Гинденбург» — в честь Пауля фон Гинденбурга, с 1925 года занимавшего пост рейхспрезидента Германии. Именно он в 1933-м назначил Адольфа Гитлера канцлером, однако после смерти Гинденбурга в 1934-м, Гитлер отменил пост рейхспрезидента и принял все полномочия главы государства.
«Гинденбург» имел 245 метров в длину и был лишь на 24 метра короче «Титаника». Четыре мощных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км/ч — то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. На борту дирижабля могли находиться 100 человек, а всего он был способен поднять в воздух около 100 тонн груза, из которых 60 тонн приходилось на запас топлива.
В первой трети XX века Германия была абсолютным лидером дирижаблестроения. Придя к власти, нацисты рассматривали дирижабли как важное средство пропаганды за рубежом, сделав их своей визитной карточкой. С этой точки зрения полеты в Северную Америку считались особенно важными. Всего через два месяца после испытательного полета, 6 мая 1936 года, «Гинденбург» совершил свой первый перелет в США по маршруту Франкфурт — авиабаза Лейкхёрст (Нью-Джерси). Полет занял 61 час 40 минут: в Лейкхёрст, пролетев по пути над Нью-Йорком, «Гинденбург» прибыл 9 мая.
6 мая 1937 года во время очередного полета в США «Гинденбург» потерпел катастрофу при посадке на базе Лейкхёрст. Под управлением капитана Макса Прусса дирижабль покинул Германию вечером 3 мая с 97 людьми на борту, а утром 6 мая достиг Нью-Йорка. Демонстрируя дирижабль американцам, Прусс подлетел к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, после чего взял курс на Лейкхёрст. Грозовой фронт вынудил «Гинденбург» какое-то время выждать, и лишь в восьмом часу вечера капитан получил разрешение на посадку. За несколько минут до начала высадки пассажиров в газовом отсеке произошло возгорание, спровоцированное повреждением обшивки мачтой причала и пробежавшей искрой, от скопившегося статического электричества, после грозового фронта. И пылающий дирижабль рухнул на землю. Несмотря на огонь и падение с большой высоты, из 97 человек выжили 62. Погибли 13 пассажиров, 22 члена экипажа и один служащий базы, находившийся на земле.
Именно этот момент запечатлён (с небольшими правками) на дебютном альбоме Led Zeppelin. Обложку выбрал Джимми Пэйдж, и смысл она несла в себе тот же, что и название группы. Согласно одной из версий, когда Пейдж, Джефф Бек, Кит Мун и Джон Энтвисл обсуждали идею сформировать собственную группу, Мун пошутил: «она наверное рухнет, как свинцовый воздушный шар», а Энтвисл поправил: «Свинцовый дирижабль»!
Сразу после катастрофы Германия прекратила все пассажирские полеты дирижаблей.
Вот так - одна катастрофа стала концом дирижаблестроения и символом рождения хэви-метал музыки.
#история #рок #хард-рок #катастрофа #авиация #музыкальные обложки #культура #факты #хэви-метал #исторические события