Найти в Дзене

Филоистика, бритва Оккама и чайник Рассела

Все больше философов и преподавателей философии, понимающих и поддерживающих науку, начинают признавать филоистику – строго научную атеистическую философию, которая показывает, что философия в целом – это природное явление, имеющее в себе разные уровни восприятия действительности, от бытового, ненаучного и мистического до строго научного, атеистического. Филоистика показывает, что философия делится на научную и ненаучную, фиктивную (лжефилософию). К последней относятся такие виды философии как теософия (религиозная философия), метафизика и т.п. Естественно, что этого никак не могут принять (а, может, и понять) философы, далёкие от науки, стоящие на позициях теософии и метафизики. Поэтому они категорически отрицают научную философию – филоистику, и вообще считают, что философия наукой быть не может. Они не могут даже различить философию и мировоззрение, считая это чуть ли ни одним явлением. Неоднородность философии как явления понимали многие философы с начала зарождения древнегреческой

Все больше философов и преподавателей философии, понимающих и поддерживающих науку, начинают признавать филоистику – строго научную атеистическую философию, которая показывает, что философия в целом – это природное явление, имеющее в себе разные уровни восприятия действительности, от бытового, ненаучного и мистического до строго научного, атеистического. Филоистика показывает, что философия делится на научную и ненаучную, фиктивную (лжефилософию). К последней относятся такие виды философии как теософия (религиозная философия), метафизика и т.п.

Из свободного интернета
Из свободного интернета

Естественно, что этого никак не могут принять (а, может, и понять) философы, далёкие от науки, стоящие на позициях теософии и метафизики. Поэтому они категорически отрицают научную философию – филоистику, и вообще считают, что философия наукой быть не может. Они не могут даже различить философию и мировоззрение, считая это чуть ли ни одним явлением.

Неоднородность философии как явления понимали многие философы с начала зарождения древнегреческой философии, когда появлялось множество своеобразных философских школ. Тогда же появилось много философов-атеистов. Наиболее прогрессивные философы выступали за то, чтобы отделить от философии всё ненаучное и мистическое, сделать из философии истинную логическую научную систему познания. Из такой философии стали отделяться науки.

Несмотря на то, что многие философы и философиоведы до сих пор всё ещё считают метафизику чуть ли не синонимом философии, или чем-то первостепенным для философии, сама метафизика уже давно вызывает на себя критические взгляды ведущих философов.

К примеру, Кант писал о метафизике: «разум погружается во мрак и впадает в противоречия, которые, правда, могут привести его к заключению, что где-то в основе лежат скрытые ошибки, но обнаружить их он не в состоянии, так как основоположения, которыми он пользуется, выходят за пределы всякого опыта и в силу этого не признают уже критериев опыта. Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой». А Гегель о метафизике говорит так: «метафизика стремилась постигнуть чистыми формами мысли особенные субстраты, заимствованные ею первоначально из [области] представления», то есть, он указывает, что метафизика строится не на фактах и доказательствах, а на представлениях, в основном, о богах, духах, сверхъестественном и т.п.

-2

Поэтому назрела необходимость разделения философии на научную и ненаучную, что, собственно, и делает филоистика, разработанная философом Аркадием Арком. Филоистика чётко отделяет фиктивную философию от научной. Причин этой необходимость несколько.

Главная причина – объяснение философии как целостного природного явления, независящего от человека, имеющего в себе несколько уровней осознания и осмысления действительности, где каждый уровень должен рассматриваться и изучаться отдельно. До Арка так философию никто не рассматривал.

Вторая причина в том, чтобы обосновать неизбежность, естественность и необходимость философии как явления и как познавательной деятельности, имеющей в себе определённые чёткие и неизменные постулаты: сущность, суть, смысл, задачу, цель и предмет. Заслуга Арка в том, что он определил эти постулаты и показал, что изменение или искажение их неизбежно приводит к ошибкам и делает философские концепции неистинными, ведущими к фиктивной философии, то есть, к более низкому уровню понимания действительности.

Третья причина – необходимость методологического принципа философии в познании действительности, основанного не только на строгих логических законах, но и на научном методе, без которого познание невозможно.

-3

Арк показал и доказал, что все три причины естественны и объективны, то есть, не зависят от человека. От человека зависит лишь понимание или непонимание их. Эти три причины неизбежно приводят к четвертой: необходимости строго разграничения в философии истинных и ложных утверждений, научного и ненаучного, фактов и представлений, знаний и заблуждений. В этой части филоистика как строго научная философия полностью сочетается с научными принципами, например, методологическим принципом редукционизма, согласно которому «сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами)». Этот принцип ещё известен под названием «Бритва Оккама». Уильям Оккам писал: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» и «Многообразие не следует предполагать без необходимости».

Так на основе филоистики довольно просто объясняется феномен философии как целостного явления, а все сложности философского знания обретают понятные научные методы и аргументы, одновременно показывается излишность и ненужность фиктивной философии в научном корпусе философии, особенно теософии. Тем более, что многие доводы теософии умещаются в аргумент, получивший название «Чайник Рассела». По мнению философа Бертрана Рассела, никто не сможет опровергнуть утверждение, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник. Этим аргументом Рассел показывал, что учёный не обязан доказывать отрицательные утверждения, поскольку, в соответствии с принципом бритвы Оккама, «из двух теорий, объясняющих одно и то же, более сложная теория (в которой, наряду с прочим, присутствуют высшие существа) должна быть отвергнута, а принята более простая теория». Аргумент Рассела подтвердил и философ Энтони Флю, указавший на презумпцию атеизма, заключающуюся в том, что доказательство существования богов должно лежать на плечах теистов, а атеисты не должны доказывать их отсутствие, т.к. не доказано их существование.

По сути, принципы Оккама, Рассела и Флю являются лишь своеобразным повторением уже известных методов философии со времён античности. Ещё древнегреческие философы пользовались методом «отсечения лишнего». Например, этот принцип был использован в притче о Сократе, где тот рассуждал о трех фильтрах, чтобы отсекать лишние аргументы и доводы в получаемой информации. Этот же принцип позднее взял на вооружение для своей деятельности Микеланджело. Также Энгельсу приписывают фразу: «Отсекай лишнее, но не главное». Всё это схоже с бритвой Оккама. А чайник Рассела основан на принципе Эвклида: «То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств». Всё давно известно, и всё было впитано философией, но не понято многими ненаучными философами.

-4

Филоистика использует эти принципы для отсечения от научной философии всего лишнего, ненужного и вредного, способного помешать развитию философской мысли и познанию действительности. Бездоказательные утверждения отвергается ею как не достигшее уровня научности и истинности. При этом она показывает, что философия как целостный феномен включает в себя не только научное познание, но и ненаучные представления, которые относятся к фиктивным знаниям, к уровню фиктивной философии.

По сути, филоистика прочно связывает философию с наукой и определяет, с одной стороны, насколько хорошо тот или иной философ понимает науку вообще, и, с другой стороны, насколько хорошо учёные понимают философию как явление. Особенно учёные философиоведы, преподаватели философии.

-5

Также читайте статьи по другим темам канала. Общее меню:

Философия и филоистика

Атеизм и религия

Политика и экономика

Мемософия

Прочие материалы