реж. Петер Бергенди
в ролях: Виктор Клем, Фружина Хаис, Юдит Шелль и др.
Конец Первом мировой, Венгрия.
Опусташённые войной отдалённые деревни проигрывают очередной неравный бой с эпидемией испански. Немецкий ветеран войны Томáс, переживший клиническую смерть, занимается фотографированием на ярмарках, когда его приглашает в свою забытую богом деревню малышка Аннушка. Деревню, в которой мёртвые, кажется, не умирают…
Работа над фильмом заняла около 8 лет, а прокат откладывался из-за независящих от прокатчиков проблем, в том числе COVID-19. Съёмки происходили в музее под открытым небом в городе Сентендре в 20 километрах от Будапешта. Тематика этого уникального музея посвящена архитектуре, традициям хозяйства и образу жизни жителей региона. Этим обосновывается достоверная передача быта жителей деревни, общая атмосфера аутентичности и реализма. Это уникальная находка для режиссёра, события картины которого можно перенести не в павильон или перед зелёным экраном, а в подлинные декорации.
Завязка сюжета так же имеет исторические основы. Фотографирование недавно усопших людей обрело популярность в конце XIX века. Из-за высокой стоимости фотографии в некоторых семьях это было единственное изображение её членов и часто стояло на видном месте. Сделав такую фотографию основным заработком Томáса, режиссёр отправляет его в деревню, жители которой не могут похоронить своих мёртвых из-за мёрзлой земли. К несчастью, в этой деревне есть ещё и призраки.
Первая половина фильма являет собой эталон «хорроров новой волны». Сцены и кадры пропитаны атмосферой таких картин, как «Ведьма», «Реинкарнация», «Оно приходит ночью» и источают из себя чистейший ужас и тревогу. Бергенди в многочисленных интерью подчёркивал, что в работе над фильмом учитывались приемы американского хоррор-кино, и делалось всё наоборот. Как пример - приготовление сцены к появлению скримера заканчивалось тем, что его не было там, где зритель ожидал, а некоторые напряженные сцены тут же сменялись картинами следующего дня, оставляя в зрителе ожидание чего-то страшного, не давая «прожить» эту эмоцию. В частности, это привело к тому, что обилие таких сцен угнетало смотрящего, так же как и хронометраж.
Опять же, для примера, «Солнцестояние», который ещё длиннее «Пост Мортем» на полчаса, смотрится не так тяжело, потому что страх и тревога в нём является постоянным фоном, а не эпизодами с выпрыгивающими бабайками. А равный по хронометражу «Заклятие» смотрится гармонично из-за правильно распределённых экшнсцен и сцен драматического содержания, а так же логичного течения истории.
И кстати об этом. Как раз во второй части фильма что-то «ломается». И режиссёр, опьянённый возможностью удивить зрителя, пытается прыгнуть выше головы.
И даже не смотря на то, как я писал ранее, Бергенди говорил, что они (насмотревшись и вдохновившись американским хоррором, и изучив его) строили кадры так, что зритель ожидал, из какого угла выползет чучелойд, и впускали его из другого, пугающие сцены стали предсказуемыми. Ушла самобытность, провокация и эффект неожиданности, заменившись на летающих жителей деревни и зомби-боя. Плюс, сюжет начинает «мяться», и я, который очень любит фильмы ужасов со сложными сюжетами, понял, что фильм движется к концу, а я нихрена не разобрался, что нужно призракам, и, следовательно, сделать главным героям, чтобы призраки покину деревню. Напичканность сюжета разными жанровыми ветками сделала его основную линию полупрозрачной. Здесь и хоррор, и детектив, и драма, и фэнтези, и даже любовная линия, которая не имеет никакого развития. Пожалуй, «распыление» в сюжете моя основная претензия к фильму.
Ужас в картине имеет самый что ни на есть первобытный генезис - страх перед смертью, а далее развивается в страх перед неизведанным миром Post Mortem, т.е. после смерти. Страх перед духами и призраками, чьё существование научно не доказано, обитающие внутри коллективного бессознательного, и у кого-то выражен сильнее. Но в каждом из нас есть уголок, в котором забит страх умереть. Именно это и использует Бергенди чтобы нас напугать. И ему это удаётся, я убеждён, не останется ни одного зрителя так или иначе не испугавшегося какого-то из эпизодов. Будет это скример или тревожное маринование в неподдельно зловещей атмосфере, не важно. Важен эффект.
В картине совершенно обалденная музыка, которая живёт своей собственной жизнью. Музыка и звуки записаны будто отдельно и создают уникальный фон и атмосферу. Скрипы, стоны, крики, шаги, дыхание, всё это постоянно окружает героев, и если днём это часть окружающего мира, то ночью это всегда угроза, которая в этом фильме поставленна мастерски, по крайней мере в первой части фильма.
Действительно, чего в фильме много, это отсылок и «подсмотренных» приёмов, которые находят здесь отличное воплощение.
Иносказаний тоже множетсво и, чтобы в них разобраться, поверхностного знакомства с историей мало. Ведь, например, картина имеет и политический подтекс, начиная хотя бы с национальности главного героя.
Визуально картина красивая, в ней солируют белый и чёрные цвета, достигая кульминации своего контраста в сцене изображения потустороннего мира. В ней есть что-то от раннего немецкого кинематографа, в частности, отсылка к творениям Фридриха Мурнау. Острые углы, тени и существование двух этих цветов, рассматриваемое либо как противостояние, либо как гармоничное сосуществование, выделяет эти кадры из общего визуального фона картины. А поза, в которой застывают герои, напоминает «Пьету» Микелянджело.
Как полярны впечатления от фильма, так же абсолютно разные отзывы об актёрских работах, особенно о Фружине Хаис. В то время, как одни ведущие обозреватели восхищаются и не могут подобрать восторженных слов о перфомансе маленькой Аннушки, другие, столь же именитые, говорят о слабом посыле, несдержанности и смазанности образа. В моем личном оценочном хит-параде, это не лучшее детское выступление, но и не худшее. В виду загадочности самого персонажа, его происхождения, значения и роли, так же отыгрывает и Фружина. В моментах смертельного испуга, она улыбается, будучи 10тилетней малышкой, смело общается со взрослым мужчиной, и я бы даже отметил, флиртует с ним, в некоторых эпизодах ведет себя неожиданно экспрессивно, а в других почти без эмоций. В целом, выдаёт действиетльно спорный перфоманс, подстать второй части фильма.
Углубляясь в богатую, но плохо похранившуюся венгерскую мифологию, в поисках образа Аннушки, я склонен предполагать, что она обитатель среднего мира, скорее всего, тюндерека, красивая, молодая девушка, помогающая людям. Но я могу ошибаться (по тому, как и сам режиссёр запутался). Либо же она талтош или шаман, избранная судьбой, посредник между людьми и духами, но, в силу возраста, еще не контролирующая эти процессы в полном объёме.
В целом, самостоятельные поиски ответов на кучу вопросов, появляющихся по ходу фильма, привели нас к уже более уверенным предположениям, например, о воде. Вода, окружающая умирающих, ни что иное, как прямая отсылка не только к верованиям финно-угров, согласно которым реки, как основные пути передвижения при жизни, так же вели и на тот свет, но и к Стиксу. А так же, к традициям погребения усопших - на другом берегу реки, т.е. пересекая воду.
А вот выяснить до конца, зачем духам нужен был именно Томáс, не удалось, все теории разбиваются о других героев, наделённых такими же свойствами, что и главный герой, но оставленными неудел.
При всём желании режиссёра не подражать американским хоррорам и сделать что-то самобытное, концовка почти разрушает все эти стремления, выдаваясь вперёд с таким попсовым, слабым и примитивным посылом, что я даже расстроился.
Но, не смотря на минусы, которые более корректно называть недочётами, фильм оправдывает ожидания, но точно так же, как спорно его содержание, так же спорно он получает невысокую оценку при положительных отзывах. Нонсенс.
Однако, приятно просмотра!
#elevenland #актуальныйхэштег #хорошеекино #кино #фильм #чтотысмотришь #интересныйфильм #чтопосмотреть #премьера #смотримвкино #хоррор #страшныйфильм #хорошеекино #постмортем #венгрия #postmortem