Для изготовления моделей в масштабе 1/43 используют пластик, резину, смолу и конечно металл. Основным металлом, из которого делают подавляющее большинство моделей, является цинковый сплав. Также используется алюминий и различные сплавы с низкой температурой плавления (так называемый «белый металл»), иногда используют латунь и медь. Используется в моделях и сталь, но делают из неё различные оси и винты, а вот полноценные стальные модели промышленно не выпускают. Очень сложно и накладно лить модели из этого металла.
Однако мастерская Max-Models выпускает наборы для самостоятельной сборки. Изготовлены они методом лазерной резки. В качестве материала используется листовая сталь различной толщины. Правды ради, нужно отметить, что копийность у этих моделей низкая, какие-то элементы и вовсе абстрактные. Тем не менее, эти изделия, на мой взгляд, достойны внимания.
Одним из таких наборов является подкатная тележка для полуприцепов. Производитель заявляет её как САЗ-Э798. Не буду углубляться в историю создания и испытаний этой тележки. Скажу лишь, что суть этого устройства в том, чтобы превратить полуприцеп в прицеп, затем прицепить его к трактору и доставить в поля, туда, где обычный седельный тягач не пройдет.
Именно возможностью трансформации полуприцепа в прицеп меня и привлекла эта тележка.
Набор представляет собой стальную пластину 47х68 мм, и толщиной 2 мм. В этой пластине по контуру вырезаны 8 деталей – 7 деталей телеги и 1 крюк (видимо, его предполагается монтировать на тягач). Детали прорезаны не до конца, поэтому держатся на пластине, их нужно выламывать, обрабатывать и собирать из них телегу. Колеса в комплект не входят, их нужно искать самостоятельно.
Теоретически, модель можно собрать без клея, плотно вгоняя в пазы соответствующие выступы на деталях, но проблема в том, что пазы значительно меньше, поэтому детали пришлось подгонять одну к другой по месту. Кроме того, сами детали требуют доработки, например, седло пришлось подогнуть, чтобы придать более правдоподобную форму, а дышло обтачивать в местах его соединения с рамой и придавать форму буксирной петле.
Вообще, металлические наборы от Max-models собирают на супер клей. Но мне такой способ не нравится, на мой взгляд, соединения получаются не такими прочными, как хотелось бы. Поэтому я решил поэкспериментировать и взять сварку.
Для начала, тележка была собрана и зафиксирована на куске фанеры, затем все места соединений были проварены полуавтоматом. При сварке использовалась проволока диаметром 0,8 мм.
После сварки швы были зачищены и зашлифованы.
Колеса поставил те, которые были. А были они от элеконовского КамАЗа (задние колеса с отдельными покрышками), кстати, производитель на фотографиях собранной тележки использует именно их. Элеконовская ось хорошо вошла в отверстия для неё, но ширина рамы была меньше расстояния между колесами, поэтому между колесами и рамой пришлось делать проставки.
После этого началась покраска.
Красил краской из баллончиков. Сначала тележку загрунтовал, затем окрасил черной краской. Ну и решил немного её оживить. Для этого через трафарет нанес цифры «43». По задумке, они играют роль порядкового номера. Верхнюю часть седла красить не стал.
Колеса не окрашивал. Родные камазовские шины меня не устроили, поэтому их я заменил шинами от ЗИЛ-130 (КО-002) из журнальной серии «Автомобиль на службе».
Под тележку у меня был один подходящий полуприцеп, а именно ОдАЗ-794 из журнальной серии «Автолегенды СССР. Грузовики». Цеплялся за седло он неплохо, но были нюансы. Штифт, который стоит на прицепе и служит для его фиксации не седле, имеет диаметр 2 мм, а седло тележки рассчитано под штифт диаметром 3 мм. При этом, прицеп за тележку всё-таки цеплялся и катился за ней, но сильно болтался. Кроме того, легкий прицеп не смог достаточно хорошо прижать тележку, и она под ним болталась.
Для того, чтобы штифт прицепа не болтался в отверстии седла, я сделал из алюминиевой заклёпки кольцо, и запрессовал его в отверстие седла, таким образом, люфт практически ушел. Для лучшего прижимания тележки к прицепу, я установил в прицеп два небольших магнита. Теперь тележка примагничивается к прицепу, в итоге всю сцепку можно поднять как единую модель. К тому же тележка свободно вращается.
Процесс сборки и окраски этой модели мне понравился. Несмотря на то, что к копийности есть большие вопросы, эта тележка мне нравится.