Найти тему

Зариф Байгускаров рассказал о законотворчестве, экологии, лесных пожарах и родниках

Нашего сегодняшнего собеседника многие знают как парламентария, способного решать проблемы как законодательно, так и в «поле», собственными руками. Его прямые эфиры по наболевшим темам набирают в соцсетях десятки тысяч просмотров, а запущенные им проекты объединяют сотни неравнодушных людей. Мы встретились с депутатом Госдумы от «Единой России», представляющим Башкортостан, Зарифом Байгускаровым и поговорили с ним о финансировании региона, интересном опыте и новых планах.

-2

– Зариф Закирович, начнем с вопроса о нацпроекте «Экология», который вы курируете как депутат от Башкортостана. Он довольно значим для нашего региона, где почти 40% территорий покрыты лесами. Но времена сейчас непростые. Какого финансирования ожидать республике?

– Привлечением федеральных средств в Башкортостан мы занимаемся совместно с Правительством РБ. Например, по проекту «Сохранение лесов» регион получает рекордную сумму – почти миллиард рублей. В этом году – 120 млн. На них уже закупается необходимая лесопожарная техника: бульдозеры, пожарные машины повышенной проходимости и т. д. Именно такая помогла противостоять лесным пожарам в 2021 году. Я убедился, насколько она востребована, когда сам тушил огонь – с одним только ранцем за спиной остановить лесные пожары невозможно. Трудно представить, как бы мы справились без техники в такую жару. Кстати, в этом году готовность к лесным пожарам на высоком уровне, поскольку, по решению Главы РБ Радия Хабирова, республика получила новый пожарно-спасательный вертолет, выпущенный Кумертауским авиационным заводом

– А когда вам доводилось тушить лесные пожары?

– В 2020 году – в Бурзянском районе, когда полыхал Башкирский природный заповедник. Технику там использовали старую, многие машины и вовсе были неисправны. Я обратил на это внимание, направил депутатские запросы в Минприроды РФ, лично встретился с руководством, и в этом году средства на приобретение техники заповеднику выдали. В 2021-м тушил пожары в Хайбуллинском, Зилаирском, Зианчуринском, Б а й м а к с к о м районах. Был случай, поехал в село Янтышево для встречи с населением, а там загорелся лес. Помню багровый отсвет пожара на небе. Всю ночь не спал, а утром отменил мероприятия и отправился с помощниками к месту происшествия. К тому времени между огнем и детским лагерем «Аҡсарлаҡ» (ребят накануне вывезли) оставалось не больше 150 метров. Пожарные с техникой подойти не могли – склон крутой. Не рисковали и с ранцами – слишком опасно: сухие чилига и можжевельник горят, как порох, – огонь стремительно разлетался на метры вокруг. В тот момент я бросил клич: «Кто пойдет тушить со мной склон?». Вызвались трое подготовленных добровольцев. Мы с ранцами на плечах поднимались в гору буквально на четвереньках и в итоге смогли остановить распространение огня.

А иногда, чтобы помочь людям, приходилось решать организационные вопросы на местах. Например, когда горел лес близ села Биштиряк Зианчуринского района, жители очень просили, чтобы рядом с селом для страховки стояла пожарная машина – боялись, огонь перекинется на дома. Переговорил с Правительством республики, руководством Кугарчинского района – и вскоре пожарную технику перегнали из села Таваканово. Люди успокоились.

На совещании, которое Радий Хабиров проводил на месте лесных пожаров в Хайбуллинском районе, было принято решение о закупке ранцев для каждого сельсовета и противопожарной техники. Я также предложил обучать тушению огня мужчин из числа жителей села, закреплять за ними ранцы, спецодежду, чтобы они, когда необходимо, могли за считаные часы прибыть к месту пожара. Все же местные хорошо знают свои леса, подъезды к ним, владеют нужными навыками и работают в разы эффективнее волонтеров.

-3

– Слышали о вашей идее возрождения родников…

– Я действительно предлагаю запустить республиканский проект «Родники Башкортостана». РОО «Совет мужчин Башкортостана» представил аналогичный проект на грант Главы Республики Башкортостан. Кстати, в том числе к мысли о нем меня подтолкнул опыт тушения пожаров. Порой запасы воды в ранцах нужно пополнить, а родники превратились в болото и к ним невозможно подобраться. Разрушают родники скот, другие животные. В результате воды в наши реки поступает меньше. Но, конечно, инициатива появилась не только поэтому. Хочется расчистить, благоустроить все родники в республике и разработать специальную интерактивную платформу: отметить на карте все источники – указать их историю, маршрут до родников и состав воды. Любой житель региона сможет открыть такую карту, найти нужный родник и поехать к нему с семьей. У источников должны поставить беседки, создать условия для набора воды. Деньги понадобятся небольшие, зато удастся создать сотни комфортных мест отдыха. К тому же речь – о нашем историческом, культурном наследии. Скажем, знаете ли вы о такой мусульманской традиции: когда девушка выходит замуж, она приходит с коромыслом к роднику. Сейчас для этого редко бывает возможность, но благодаря проекту она появится. К слову, в первую очередь мы планируем благоустроить родники вблизи сел.

– В продолжение темы экологии: какие важные законопроекты в этой области были недавно приняты?

– Один из них предполагает получение федеральных денег на ликвидацию незаконных свалок. В этом году выделены 230 млн руб. на рекультивацию свалки в Баймаке. В 2023-м планируется рекультивация свалки в Сибае. Также на очереди – Кумертау, Благовещенск, Давлеканово, документы по ним уже готовятся. В марте мы приняли закон, согласно которому предприятия, работающие с веществами I, II класса опасности, обяжут внести в специальный фонд средства. Эти деньги будут направлены на рекультивацию зараженной почвы. Думаю, подход верный. Он послужит гарантией неповторения того же случая с Химпромом, когда производство встало, завод забросили, а у республики нет средств на рекультивацию. Таких ситуаций больше не будет. Кстати, проблему с Химпромом мы тоже решаем совместно с Правительством РБ. Подобную схему я предложил внедрить и для всех недропользователей, добывающих золото, медь, плитняк, глину, песок т. д. Многие из них просто бросают разработанные карьеры, не проводя рекультивацию. Министр природных ресурсов России Александр Козлов поддержал мою инициативу. Была создана рабочая группа и сегодня идет подготовка законопроекта. Если его примут, заброшенных карьеров не будет.

Арина АСТАФЬЕВА.

Фото Ляйсан Файзуллиной