Найти в Дзене
Психология Феминного

Какие психологические задачи ВАЖНО решить во время перехода от девочки к девушке?

Оглавление

Первый ритуал перехода в жизни любой женщины - от Девочки к Девушке.

Приглашаю вас вместе со мной исследовать - как непрохождение первого этапа инициации отражается на дальнейшей жизни женщины, как это «аукается» в ее разных возрастных периодах.

Итак, начнем с общих моментов.

Физиологической точкой отсчета для начала перехода от Девочки к Девушке является менархе, то есть начало ежемесячных менструаций. Среднестатистически это происходит в 11-13 лет. Так же, как и при наступлении климакса, здесь существует индивидуальный возрастной разброс от 8-10 до 15-16 лет.

Какие же основные психологические задачи важно решить в это время молодой девушке?

Напомню, качества по К. Юнгу, которые ярко выражены у Девочки – это асексуальность и инфантилизм. На данном этапе инициации меняется только одно – сексуальность.

Говоря о Девушке, мы предполагаем, что с приходом месячных она приобрела не только новые формы тела и физиологическую способность зачать ребенка, но и половое влечение и внешнюю привлекательность для противоположного пола. То есть по сути девушке нужно научиться быть с новым для нее качеством – сексуальностью. Как это сделать?

Как научиться понимать язык своего изменившегося тела, познакомиться с новыми ощущениями и эмоциями, изучить открывающиеся новые возможности, избегая при этом приманок и соблазнов, которые могут привести к капканам и неприятностям. Как услышать свою интуицию и вовремя проявить осторожность?

Ярким образным ответом на эти вопросы могут стать сказки, в которых героини проходят свою инициацию. Перед написанием этого поста, я очередной раз перечитала анализ сказки «Красные башмачки», который дает в своей книге «Бегущая с волками» Кларисса Пинкола Эстес. Кстати, у этого архетипического образа – красных башмачков – есть богатый и глубокий подтекст. Как пишет Эстес, во многих инициирующих обрядах активно использовалась красная маточная кровь во всех ее проявлениях - она стекала по ногам участниц обряда, окрашивая стопы в красный цвет.

Девушке важно самой "смастерить" удобные для себя красные башмачки. И очень важно их сохранить. И также важно не поддаться соблазну, чтобы не пришлось носить странные красные башмачки с чужой ноги, даже если они очень привлекательны. Таким образом сказка говорит нам о том, что процесс взросления женщины включает в себя развитие способности понимать себя, свои желания и возможности. И тренировку умения избегать опасных искушений и умения говорить "нет" чужеродным предметам и идеям.

Также важно понимать, что происходит у Девушки в ее родительской семье. С одной стороны, взрослеющая девочка в семейной системе Отец-Мать-Дочь перестает быть ребенком и следом за этим меняются роли и ее родителей. С психологической точки зрения проявляющаяся сексуальность превращает отношения Мать – Дочь в отношения женщин-соперниц, борющихся за мужчину – Отца. С другой стороны, примерно в это же время у матери начинает ослабевать ее родительская функция, и она подходит к третьей инициации, то есть переходит в фазу Старухи.

Помните, как у классика? Про взрослеющую дочь – «А царевна молодая между тем росла, росла, поднялась и расцвела». А у стареющей матери страх потерять свою сексуальную привлекательность в глазах мужа – «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Для подрастающей дочери очень важна поддержка старшей женщины – матери. И если последняя в свою очередь женщина инициированная, она сможет открыто и доступно поговорить с дочерью о сексе, поможет ей пройти инициацию, даст свое разрешение и благословение на то, чтобы дочь стала счастливой женщиной, живущей полнокровной жизнью.

А если нет? Если мать не имеет опыта успешного прохождения собственной инициации?

Мне очень нравится, как об этом пишет Римма Ефимкина в своей статье «Психологическая инициация женщин». Она выделяет 3 стратегии поведения неинициированной матери в отношении своей взрослеющей дочери:

1. Изоляция («Синий чулок», «Бабушка») – «Секса не существует», «Ты должна посвятить себя детям, родителям, работе, Родине, Богу».

2. Протест («Шлюха») – «Если ты занимаешься сексом, ты – шлюха», «Секс – это грязно»,

«Поцеловалась с мужчиной – иди в ЗАГС».

3. Подчинение («Вечная девочка) – «Если ты потеряла девственность – ты больше не привлекательна для мужчин», «Ты у меня под колпаком – вижу тебя насквозь». И тогда девушке вынужденно приходится делать непростой выбор – «следовать на поводу» у матери и обречь себя на неполноценную жизнь (по одному из вышеперечисленных сценариев), либо самостоятельно искать путь своей инициации, что, согласитесь, для молодой девушки тоже очень непросто.

Поэтому часто, если данная инициация не была пройдена или пройдена нерезультативно, за помощью к психологу обращается уже взрослая женщина, у которой не складывается та или иная сторона ее жизни.

Как именно может отразиться неуспешный переход от Девочки к Девушке на жизни взрослой Женщины и Старухи, мы поговорим с вами в следующих статьях.

Автор статьи: Елена Михеева - психолог, танцевально-двигательный терапевт, ароматерапевт, преподаватель.

#девичество #женская психология #женское здоровье #женское тело #женская душа #душа женщины #женственность #раскрытие женственности #развитие женственности #вечная женственность

Читайте также на нашем канале статью:

  • Сигареты, алкоголь и мысли о смерти – зло, или как подростки проходят инициации из детства во взрослый этап в современном мире.

Не забудьте подписаться на наш канал!