Найти в Дзене

Ранние признаки аутизма. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

Вот такой вопрос мне задали. Какие поведенческие особенности были у моего ребенка? Что должно было насторожить в первую очередь? На самом деле, многое можно было заметить, а я не обращала внимание и списывала на особенности характера, потому что: 1. Это мой первый и единственный ребенок. Я не знала как должны развиваться дети нормики, опыта общения с малышами дошкольниками практически не имела. 2 Невролог, который наблюдал сына (платный, с большим опытом, по вопросам аутизма советовали обращаться именно к нему) аутизма не видел, хотя ставил этот диагноз под вопросом, но в два года снял. Указательный жест (УЖ) Мой сын посещал развивающие занятия для детей раннего возраста. С нами ходила девочка, совсем малышка, месяцев 10. У нее уже был красивый указательный жест. Почему я говорю «красивый»? Это значит для меня, такой, как положено – свернутый кулачок и торчащий вперед указательный палец. Я такой у сына видела крайне редко – пару раз за три года. Самое яркое воспоминание – как он впервы
Оглавление

Вот такой вопрос мне задали. Какие поведенческие особенности были у моего ребенка? Что должно было насторожить в первую очередь?

На самом деле, многое можно было заметить, а я не обращала внимание и списывала на особенности характера, потому что:

1. Это мой первый и единственный ребенок. Я не знала как должны развиваться дети нормики, опыта общения с малышами дошкольниками практически не имела.

2 Невролог, который наблюдал сына (платный, с большим опытом, по вопросам аутизма советовали обращаться именно к нему) аутизма не видел, хотя ставил этот диагноз под вопросом, но в два года снял.

Указательный жест (УЖ)

-2

Мой сын посещал развивающие занятия для детей раннего возраста. С нами ходила девочка, совсем малышка, месяцев 10. У нее уже был красивый указательный жест. Почему я говорю «красивый»? Это значит для меня, такой, как положено – свернутый кулачок и торчащий вперед указательный палец. Я такой у сына видела крайне редко – пару раз за три года. Самое яркое воспоминание – как он впервые именно такой показал на кассовый аппарат. Было так называемое подобие – просто всей ладонью показывал на то, что ему интересно. А теперь я смотрю на маленьких нормиков и, с одной стороны, радуюсь, когда они используют уж, а, с другой стороны, мне грустно – у меня такого не было, но это совсем другая история...

-3

Разделенное внимание

Что такое разделенное внимание, и как его развивать у детей с аутизмом?
Означает одновременное участие двух или более людей, которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем предмете
Например, Билли гуляет вместе с папой и видит самолет в небе. Он смотрит на своего папу и показывает на самолет, его папа тоже смотрит на самолет, после чего Билли и папа смотрят друг другу в глаза и улыбаются друг другу.

Было ли такое у моего ребенка? Нет! Это я считала, что было. Мы смотрели вместе как бегают белки по сосне, он улыбался, смотрел на белку, потом на меня, и мы вместе смеялись. Но это не разделенное внимание. Полностью как в описании оно так и не сформировалось.

Поэтому я считаю всю эту сетевую диагностику на форумах бессмысленной и бесполезной. Родитель может описывать ситуацию лучше, чем она есть она самом деле. Или хуже.

Вот, например, я считала, что у ребенка есть разделенное внимание и ролевая игра, потому что он смотрел на белку, потом на меня без жеста, а еще стучал молотком по болтикам после того, как ему показала. Но ничего из этого не было. Я выдавала желаемое за действительное, чтобы избавиться от ужасных мыслей про возможный аутизм. Сама себя успокаивала.

Игровая деятельность

-4

http://www.autism.ru/read.asp?id=152&vol=4

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру -изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы - он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом - мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д.
Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а "забивать гвоздики" категорически не желает... С шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать... То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов.

Вот как моего ребенка описали! Да, именно так – вертеть, крутить, стукать, греметь, но не использовать в соответствии с функцией. Например, ему нравилось крутить мою массажную расческу. Нормик бы сам себя причесывал или кукол, игрушек. Еще он переворачивал машинку и крутил колесо. Брал пластиковый пузырек с витаминами и ходил по всей квартире и бренчал. Пересыпал из стаканчика в стакан деревянные фрукты и овощи. Сколько было ему накуплено всяких игрушек, пособий, книг - он не интересовался ничем! Фломастеры летали по комнате, раскраски и книги бестолково листались либо рвались, у машинок крутились колеса. Единственное что его очень заинтересовало – музыкальные игрушки.

-5

Жал кнопки и готов был часами зависать, глядя на светящиеся кнопки и слушая издаваемый звук. А еще странные игры со шнурками – ходил и стучал им по предметам, пытался совать в отверстия. Ни одной ролевой игры, как таковой, в три года не было и до сих пор нет в 4. Элементарно машинку не катал, игрушек не кормил, домики не строил, инструменты просто крутил и стучал по ним пальцами. Это уже потом я села его обучать. Ничем это обучение не кончилось. Как не умел так и не умеет. И никогда не будет уметь. Можно по шаблону заучить действия, но разнообразить игру – включить новых героев, новые предметы, новые действия - аутист этого не может из-за отсутствия фантазии. Не может он также играть по ролям в компании, не будет прислушиваться к действиям других и анализировать их.

Игры с простыми правилами его не интересовали совсем. Даже элементарную игру, которую поймет нормик 1,5-2х-летка он не понимал. Он не катал мне мяч в ответ, категорически протестовал и сам его хотел стукать об стенку. Ему нравился звук, который мяч издавал при таком столкновении, меня он из своей игры выгонял. В догонялки я пробовала его учить, он просто носился по комнате и коридору. Не понимал что такое "догонять/убегать".

"Рядкование" у аутистов
"Рядкование" у аутистов

А еще странные стереотипные действия:

  • сыпать песок вместо делания куличиков
  • елозить колечком по штырю, вместо того, чтобы нанизывать их
  • залипать на сетчатых предметах
  • играть с собственными руками размахивая ими перед лицом
  • зависать над тазом с водой, смотря на падающие капли

Не все из перечисленного он делал часами. Что-то было недолго с переключением.

При всем при этом в два года появилась коммуникативная фразовая речь – "Дай сок", "Пойдем гулять", "Почитай книгу". Слабая имитация была – мыть пол, поливать цветы лейкой, копать землю, надевать взрослую обувь, помахать в ответ, подставить ладошки для ладушек, играть в прятки, любил тактильные игры, обнимашки. Никогда не выстраивал ряды из предметов. Оборачивал голову в мою сторону, когда начинал какие-то действия - брал новую игрушку, книжку, открывал ящик, словно пытался считать мои эмоции. В два года мог ответить как его зовут. Как зовут маму, папу, кота, бабушку, дедушку? Какого цвета предметы. Мне казалось, что сын развивается с небольшой задержкой речи, и потом все будет. Но ничего не было!

Со спокойным ребенком аутистом очень скучно!!!

Мне возразят мамы детей с полевым поведением, которые носятся за ребенком по всей площадке – какая уж тут скука! Но именно со спокойным так. Он ничему не учится, не имитирует, не делится эмоциями, не приносит предметы и игрушки, совершает бестолковые действия с предметами – гремит, трясет, вертит.

Абсолютно никакой отдачи нет! Аутист это ребенок Шредингера – он есть, но его будто нет. Он не с вами, а на своей планете «Аутляндия».

-7

На самом деле, если бы у ребенка в два года не произошел скачок в речи, я бы обратилась к врачам раньше. Чем сильнее выражен аутизм, тем раньше его диагностируют.

Коммуникация

-8

Насчет коммуникации – внедрите ребенка в группу нейротипичными детьми, и после адаптацию все видно будет. Так и произошло. Мой сын сидел в углу и бренчал в игрушками, во взаимодействие с детьми не вступал. Не мог на элементарные вопросы ответить - "Что кушал в саду?", "Что делал?", "Как зовут детей в группе?". Не участвовал в общих мероприятиях, играх и т.д.

Получили сад, а через месяц после посещения уже был диагноз.

А что насторожило в свое время вас?

#ранние признаки аутизма #указательный жест #разделенное внимание #ролевые игры у детей #жизнь без прикрас