Февраль 1967-го года. Пионеры американского психоделического рока The 13th FLOOR ELEVATORS готовятся к главному вечеру в своей карьере. Только что открытый в Хьюстоне Music Hall забит до отказа. Здесь и боссы звукозаписывающей компании International Artist, продюсер лейбла Фред Кэррол и группа саунд-инженеров с техникой, готовая записать их концертный альбом
Но вскоре становится ясно, что дела идут не лучшим образом. Вокруг полно вооружённых полицейских - у Elevators репутация наркоманов-отморозков. Нарастает паранойа, группа нервничает. Перед выходом на сцену все обязательно закидываются кислотой. Когда она конкретно накрывает, Роки ЭРИКСОН и Томми ХОЛЛ становятся волками-оборотнями. Эриксону слышаться странные голоса, он несёт со сцены бессвязную чушь. Затем, как впоследствии вспомнит Стейси САЗЕРЛЕНД, к нему явились ангелы с известием, что он вскоре умрёт...
Концерт превращается в кошмар! От Сазерленда осталось только его тело. Эриксону становится невыносимо душно, сказывается смесь тревоги и ЛСД. Концертный альбом отправляется на свалку, а под воздействием неудач, неправильных предпочтений и самого настоящего безумия всё пошло под откос. Вместо концертного тура по Америке, они всего лишь становятся культовыми персонажами местной техасской клубной сцены.
А ведь всё начиналось довольно ярко и безоблачно осенью 1965 года в неспящей столице Техаса ОСТИНЕ...
Некий студент Техасского универа Томми Холл, изучая психологию и химические технологии, вовсю экспериментировал с психоделиками. Том был убеждён в том, что путь к духовной эволюции пролегает через ЛСД. Однажды его посетила гениальная идея - если сюрреалистический булькающий звук его электрического джуга (что-то на подобие керамического горшка или кувшина), в который он примастырил микрофон, соединить со стихами его психоделической лирики, получится что-то неимоверно новое. Вот только где взять таких чудаков?
Нашлись! Это были бывшие участники остинской группы Lingsmen гитарист Стейси Сазерленд, бас-гитарист Бенни Терман и барабанщик Джон Айк Уолтон. Не доставало только вокалиста! Предварительно переговорив с Дженис Джоплин, которая вежливо им отказав, ушла в Big Brother and the Holding Company, фронтмэном стал 17-летний Роки Эриксон (Роджер Кейнард Эриксон,15 июля 1947 – 31 мая 2019), только что ушедший из местной группы The Spades. Эриксон обладал необычайно мощным голосом да ещё и отлично лабал на ритм-гитаре. Мало того, у него уже был свой авторский СИНГЛ, брутальный прото-панк гимн "You're Gonna Miss Me", ставший к тому времени уже местным хитом
Банду свою чуваки обозвали "Лифты до 13 этажа", потому что в высотках такого этажа не существует! Строительные суеверия, однако!
План у новоиспечённой банды был прост, как 50 центов: всколыхнуть Техас, подписать крутой контракт, выпустить психоделическую пластинку и взорвать к чёртовой матери музыкальную индустрию!
Как раз в это время Боб Дилан пел: "Если ему нужен третий глаз, он просто выращивает его". У Лифтов "третий глаз" прорезался моментально! Он немедленно перекочевал на бочку барабанной установки Джона Айка Уолтона, где вместе с фирменным логотипом "The 13th Floor Elevators" и пирамидой и украшал её!
В августе 1966 года вышел дебютный альбом "Тhe Psychedelic Sounds Of 13th Floor Elevators". Ведомые экстраординарным визгом Роки Эриксона и лизергиновым бульканием электрической банки Томми Холла, они звучали как ни одна другая группа, до или после них. Эффект взорвавшейся бомбы, не иначе! Сегодня эта пластинка непререкаемая классика и шедевр психоделического рока.
В отличие от большинства ровесников с гитарой, их не интересовал бунт ради бунта. Лифты делали музыку для искателей, связывая свой вспыльчивый рок с мистической философией. Согласно автору текстов Холлу, правильное количество кислоты, мескалина, волшебных грибов и музыки могут вознести вас на пирамиду просветления. Их лучшие песни - Roller Coaster, Fire Engine, Reverberation - были потрясающе запредельными
После тура по Калифорнии с Quicksilver Messenger Service в начале 67-го Лифты были готовы к штурму Олимпа. Но дебютник не сумел попасть даже в ТОП-100. Только №129. Их лейбл, International Artist, запаниковал, убеждая организовать шоу в Хьюстоне, ставшее совершенно провальным. К моменту начала записи второго альбома "Easter Everywhere" они успели все вдрызг перессориться. Аресты за владение кислотой и "марьиванной" случались уже не единожды, теперь же пришлось иметь дело и с различными судебными тяжбами.
"Easter Everywhere", в конце концов, вышедший в сентябре 1967-го, прозвучал так, будто инвестиции лейбла всё-таки оказались не напрасны.
Лифты по-прежнему были отвязной гитарной группой, но теперь добавились своеобразие деталей и более широкий музыкальный спектр, в том числе фолк- и восточные влияния. На пластинке было записано 10 отличных песен, среди которых превосходная кавер-версия диллановской "Baby Blue", но главное украшение альбома - утончённо красивый 8-минутный эпик, открывающий пластинку "Slip Inside This House"
Выступая на Шоу Дика Кларка, ведущий спросил у Эриксона: "Кто лидер группы?" на что получил незамедлительный ответ: "Да все здесь торчки!"
Увы, несмотря на довольно качественный материал, "Easter Everywhere" продавался ещё хуже первого альбома, и в апреле 68-го Лифты сыграли свой последний концерт.
Их распад был ускорен всё более непредсказуемым поведением Роки Эриксона. Его вклад в последний альбом "Bull Of The Woods" (1968), минимален.
Лифтам так и не суждено было подняться выше этого не существующего и несчастливого 13-го этажа... в декабре 1968 года журнал Rolling Stone напечатал "некролог", сообщив, что "Лифты до 13 этажа" больше не поднимаются...
В любом случае, все кончилось ещё раньше. В тот год, арестованный за траву Роки Эриксон симулировал сумасшествие, чтобы избежать тюрьмы. Его упрятали в психушку. В конце концов, он оказался в тюрьме для сумасшедших преступников "Rusk State Hospital". Из-за героина в тюрьму попал и Стейси Сазерленд, хотя в 70-х он вернулся к музыке. В августе 1978-го произошла трагедия - жена застрелила его после пьяной ссоры. В свою очередь, Томми Холл открыл для себя сайентологию и перебрался в Сан-Франциско
В начале 80-х Роки Эриксон предпринял попытку сольной карьеры, но годы в заключении породили большие проблемы. Демоны, о которых он завывал в зловещих песнях "Two Headed Dog" и "Creature With The Atom Brain", оказались слишком уж убедительными
С тех пор Эриксон мало-помалу возвращался к публичным выступлениям, предприняв психологическую терапию под патронажем своего брата Самнера, а в 2010 году даже записал сольный альбом "Истинная любовь изгоняет всё зло". В 2008 году из рук Билли Гиббонса на Остин Music Awardsему Эриксон получил награду Lifetime Achievement Awardо.
Но Эриксон ни о чём не жалел:
"Я просто наслаждался тем, что делал. Я был очень разборчив, потому что надо было сделать выбор. Поступил бы я по другому, если б у меня оказалась ещё одна попытка?
Думаю, всё было бы точно так же"
Роки Эриксон продал свою душу за рок-н-ролл. Его судьба как завещание тем немногим, кто осмеливается доходить до дальних музыкальных границ и находить смысл в хаосе. В этом качестве наследие Лифтов беспредельно...
Влияние The 13th FLOOR ELEVATORS не единожды упоминали Led Zeppelin, Джош Хомм и Патти Смит, а Билли Гиббонс из ZZ Top однажды заявил, что Роки Эриксон это "один из самых отвязных рок-певцов. А 13th Floor Elevators - квинтэссенция психоделической группы".
А на сегодня всё-ё! Засим пока!😉
На лифтах каталась Мэри М