Четвёртый на сегодня – Матосаванк. Недалеко, я написала. Да, по дороге-то недалеко. Только от дороги ещё оказалось топать и топать. По лесному горному массиву.
Вышли из машины, идём вдоль горной речки (полной камней)). Ага, вот и мостик. Без перил – ну, лететь невысоко, если что.
А за мостиком – то-то было так шумно – в беседке сидит шумная компания мужиков, и бегает большая чёрная собака (в этот раз породистая). Не, пожалуй, это беседкой неправильно называть: навес над здоровенным несколькометровым /*нездоровое хихиканье*/ столом. Но тут весь стол был заполнен едой, одноразовой посудой, бутылками (в основном с газировкой), а скамейки подвыпившими армянскими мужиками. Которые гостеприимно звали нас присоединиться и выпить с ними. Ну очень активно звали, но мы отмазались: пообещали потом, как вернёмся. А то сейчас надо в монастырь сходить. И пошли.
Тропа/дорога усеяна прошлогодними листьями. Шуруп нас вёл, как обычно, по навигатору, но можно было бы, пожалуй, и без него: путь отмечен знаками на деревьях, а иногда и на камнях. Знакомая расцветка, в Адыгее такие же были.
Здесь тоже национальный природный парк. Видимо, популярный маршрут.
Так что заскучавшего/приуставшего Монстра так и развлекали: а вот смотри, ищи, где знак на дереве?
Всё развлечение.
Кстати, об Адыгее: тут же тоже буковый лес! Я узнаю эти стволы! Правда, а Адыгее там было больше замысловато закрученных, здесь поровнее. И не сплошь буки.
Зато туалет нашли деревянный. Без задвижки. Но пригодился.
Потом увидели старую деревянную лестницу, прислонённую к клёну. На клён же прибита табличка на армянском языке. Судя по последним цифрам 1247 – что-то про монастырь. И сверху ещё скворечник. Но это в кадр не вошло, потому что я выбрала фото сразу и с руинами, хотя их плохо видно. Там у входа – дежурный хачкар. И тоже дверца-калитка с крестом.
Это мы дошли – с полчаса или чуть больше потратили. Ещё помню воду в жёлобе (хм, бетонном или каменном?) – мыла руки.
Википедия же год основания монастыря пишет 1205. А также, что он совсем в руинах, засыпан землёй и постепенно разрушается. Несмотря на то, что входит в какой-то там перечень.
Сохранилась (условно) церковь. Книгохранилище и притвор. Но время, а главное – вандалы-туристы делают своё тёмное дело.
На фото несколько видов изнутри. Изнутри наружу.
Да и просто внутри тоже интересно. Каменные плиты на полу. Окно камнями завалили (или это дверь?) Кстати, наконец выяснила, прочитала в вики: всё-таки штукатурили храмы изначально. А то я сомневалась, вдруг так и оставляли благородный камень. Не, кое-какие признаки посещения всё-таки есть: несколько бумажных иконок пристроено, книжка на армянском (молитвеник?)
Обошли кругом. Крыша заросла лишайниками, травой и даже деревьями. Справа видны как раз те камни, завалившие выход, что мы только что видели изнутри. А крест – наверное новый, деревянный. И очень странный.
Такой же примерно идеи, как этот – не струганный, просто из ствола/веток.
Да, не сравнить, конечно, с первыми двумя восстановленными монастырями, совсем другие ощущения.
Ну всё, отправляемся обратно вниз. Бухать с мужиками. Т.е., думали по пути, как бы так отмазаться, чтоб не обидеть
На фото для разнообразия – немного ботаники. Запоздалый октябрьский одуванчик, белые – это, кажется. Грибы (не по породе, по цвету)). И шиповник.
И вот, пока мы спускались, периодически слышали надрывный рёв мотора. Сперва не могли понять, чего это: рычит. Рычит. Потом вроде глохнет. А потом увидели: это ездит джип. Тяжело ему карабкаться в горку.
Когда уже подходили к речке, встретили его снова. Отвозил последнюю порцию армянских мужиков (и собаку).
Так что вопрос об отказе от пьянки благополучно разрешился. Правда, один из товарищей нам из машины прокричал, чтоб мы не стеснялись и брали там со стола всё, что хотим, угощались.
А их, видимо, в несколько заходов подняли наверх, к руинам. Или что там ещё могло быть интересного.
Мы подошли к столу. Шашлыков не увидели, но было много чего ещё: лаваш, разный сыр, режан (это который вроде густых сливок), овощи. Редька розовая была прикольная. В общем, спасибо мужикам, мы весьма кстати перекусили. Можно ехать гулять по Дилижану. А, фото не показываю, неэстетично уже, но скамейка накрыта ковром.
Напоследок о мужиках: и помню, и в черновике записано, что по пути видели граффити – морду бородатого мужика. Что интересно – нарисованную прям на скале. А на следующий день – граффити морды на заборе и без бороды.