Сценарий праздника чувашской культуры
Цель: Изучение культуры и традиций чувашского народа.
Оформление: школьная доска оформлена национальным чувашским орнаментом.
Эпиграф на доске: «Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров»
И.Я. Яковлев.
Действующие лица праздника: Ведущий и ведущая, модели, творческие коллективы «$авал» и «асамат кѐперѐ», чтецы.
Под музыку народного исполнителя выходят ведущие - девушка и юноша в национальных чувашских костюмах.
Ведущийl: Здравствуйте, дорогие гости!
Ведущии 2: Сывлах сунатап, хакла куракансем!
Ведущий 1: Сегодня мы собрали всех вас, чтобы рассказать вам о культуре чувашского народа, о его религии, национальной кухне, одежде, обрядах и традициях.
Ведущий 2: Начнём наш праздник с гимна Чувашской Республики. (Звучит гимн Чувашской Республики)
Ведущий 2: Краем ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок называют Чувашию. Приглашаем на сцену группу «$авал» с песней
«$амха». Поприветствуем участников группы бурными апплодисментами! (Выступление творческого коллектива «$авал»)
Ведущийl: Национальную принадлежность каждого народа можно определить не только по их диалекту, но и по национальной одежде. Ведущии 2:Чувашская одежда имеет свои особенности. Она представляет собой яркое многообразие. Представляем вашему вниманию чувашские наряды.
(Под музыку выходит молодой человек в традиционном чувашском костюме)
В это время ведущий 1: Основу мужского костюма составляет украшенная вышивкой холщовая белая рубаха до колен, однотонные из крашенины штаны. Сверху рубаха подпоясывается тканым поясом.
(Выходит девушка в национальном чувашском костюме)
Ведущий 2: в основе традиционного костюма у женщин — богато украшенная вышивкой туникообразная рубаха. Изготовлялись из тонкого белого полотна
Ведущий 1: В настоящее время чувашская национальная одежда сохраняется главным образом в качестве праздничного и свадебного наряда.
(Модели уходят со сцены)
Ведущий 2: Каждый народ издревле, в зависимости от традиционного хозяйства имеет особенности национальной кухни, которые сохраняются, и по сей день.
Ведущий 1: Мы сегодня постарались представить вашему вниманию блюда чувашской кухни.
(Ведущие уходят со сцены. На проектор выводится видеоролик «чаваш кухни»)
(Звучат фанфары, ведущие выходят на сцену)
Ведущий2: чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Среди многочисленных чувашских сказок (юмах) преобладают волшебные.
Ведущий 1: в чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халапсем) о жизни и героических деяниях древних предков.
Особенно популярны сказания об Улыпе - чувашском мифическом добром герое-великане.
Ведущий 2: На сцену приглашается творческий коллектив «асамат кёперѐ» с сценкой по народной чувашской сказке «нуша».
(На сцену выходят рассказчик, старик и старуха)
Рассказчик: Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили они бедно. Как-то, незадолго до праздника поминовения усопших, именуемого в народе семиком, старуха говорит своему старику:
Старуха: — Василий, соседи уже начали варить пиво на семик, нам бы гоже надо, да не из чего. Сходи-ка к моим родителям, может, дадут пуд солода на пиво?
Рассказчик: Василий взял ведро и отправился к тестю с тещей.
Старик: — Не дадите ли нам пудик солода? А то праздник скоро, все будут пиво пить — нам тоже хочется.
Тесть: Отчего же не дать. Старуха, насыпь зятю пуд солода.
Рассказчик: Теща была добрым человеком, и вместе с солодом дала зятю еще и большой отрубок мяса. Идёт Василий домой, в одной руке несет солод, в другой мясо. Дорога пролегала через мельничную запруду. Проходя самым гребнем запруды, Василий споткнулся и просыпал весь солод в воду. Что делать? На глаза попалась палка. Василий поднял ее и начал мешать воду, точно так же, как мешают ложкой в чашке. Глядит —вода стала по цвету похожей на пиво. «Вот так здорово! — подумал про себя Василий.
Старик: — Может, она и на вкус как пиво?!»
Рассказчик: Попил—попил, и ему стало казаться, что он уже пьянеет. «Ну, а
если так, — опять сам себе сказал Василий, — значит, надо начинать петь песню».
Рассказчик: Поднялся на ноги, запел. Однако же не успел Василий как следует разойтись, распеться, как услышал за собой вроде бы какого-то другого певца, который вторил ему. Оглянулся — идет, слегка пошатываясь, человек в рваном чапане. Василий дождался его и говорит:
Старик: — Пойдем-ка, приятель, вместе. Вдвоем и идти легче, и петь веселее. Странник: — Айда вместе.
Рассказчик: Положили они руки друг другу на плечи и зашагали дальше с песней. Идут, поют, все хорошо. Но Василию пришло на ум спросить своего попутчика:
Старик: а кто ты будешь? Я тебя что-то не знаю.
Странник: Как же это ты меня не знаешь. Я же твоя Нужда. Старик: Ну тогда пойдем ко мне.
Они опять обнялись и с песней тронулись к дому Василия. Пришли в дом. Василий усадил Нужду за стол, а сам вышел. Вскоре вышла из избы и его жена.
Старик: Ты освободи-ка наш самый большой сундук мы туда запрем Нужду, пусть посидит.
Рассказчик: Жена быстро освободила сундук, что стоял в сенях. Василий зашел в избу следом за ним пришла и жена. Нужда сидел за столом и распевал песни. Василий подсел к нему и вроде бы начал подпевать. Потом изловчился, схватил гостя за горло и крикнул жене:
Старик: Жена, хватай его за ноги!
Рассказчик: Жена схватила Нужду за ноги, вдвоем они выволокли незваного гостя в сени и затолкали в сундук. Вечером Василий запряг лошадь, поставил
сундук на телегу и поехал в лес. В лесу он вырыл под деревом большую яму и спустил в нее сундук. Вернулся Василий домой, и жизнь у них со старухой пошла по-другому. С каждым днем рос достаток в доме, любое дело ладилось, копейка оборачивалась гривенником, а гривенник — рублем. За один год Василий в богатстве поравнялся с тестем. и жил в довольстве до самой смерти. А память о нем осталась — так это потому, что своим богатством Василий делился с бедными, с теми, кому не удавалось одолеть свою Нужду.
(Творческая группа уходит со сцены, выходят ведущие)
Ведущий 1: Чувашская Республика вытянута с юга на север на 190 км, с запада на восток - на 160 км. Ее территории богаты живописными окрестностями.
Ведущий 2: Большое количество чувашских поэтов восхищались ее красотами.
(Ведущие уходят, на сцену выходят чтецы) Чтец 1: И - лад в душе...
И - день такой погожий...
Снег Рождества в искринках серебра. Ты не забыл Чувашию, о Боже,
Не зла ей пожелал Ты, а добра. Чтец 2: Поклон тебе,
Господь наш Всемогущий,
Нас, вразумив на непростом пути,
Ты в Двадцать первый сложный век грядущий Напутствовал уверенно войти.
Чтец 3: Кто чист душой, тот полон благодати, - Душа его стремится к небесам.
И мудрости твоей, народ мой, рад я: Судьбу свою сумел избрать ты сам.
Чтец 4: Не зря построил ты Дорогу к Храму - Дорогой к Жизни названа она.
Хозяин славной доли ты по праву,
Тебе судьба завидная дана.
Чтец 5: Чувашский край, с какой любовью
Ты с малых лет меня растил И душу радует сыновью Размах твоих растущих крыл. Чувашский край мой,
под защитой ты моей!
(Чтецы уходят, выходят ведущие)
Ведущий 1: Нам есть чем гордиться — прекрасна природа нашего края, красивы наши города и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Но самое главное богатство — это чувашский народ.
Ведущий 2: Наш праздник подошёл к концу! До свидания!
Ведущий 1: Сыва пулар, сире телей тата qынсен мѐнпур ырлахѐ сунатпар!
Работу выполнила : Артемьева Ксения.