Найти тему
Канал Artmuseum

Военные письма семьи Спиридоновых. Продолжение.. 1942 г.

Часть 5.

Зимой 1942-го Аве много пишут друзья и однокурсники, оказавшиеся на фронте.

7 января 1942-го. НИКОЛАЙ ПРОХОРОВ – АВЕ

Ава

Сообщи свое местонахождение и времяпровождение. Как живет город? Напишу больше в следующий раз.

Жму руку. С приветом. Коля.

Привет папаше и вашим родным.

9 января 1942-го. Московская область, Пушкинский район, станция Мамонтовка. МИХАИЛ ГАЛКИН - АВЕ

Здравствуй, дорогой друг Августа!!

С новым победным годом. Получил твое неожиданное письмо. Огромное и сердечное спасибо. Не мог вчера ответить, очень некогда, сама знаешь. Теперь я почти со всеми друзьями имею переписку. Скоро от Жени получу. Он в Алма-Ата. Соня пишет, правда 3 месяца ничего не получал от нее. С Мамкой тоже наладили переписку, пишет мне иногда Ася и ее мама, а от ребят что-то ни от кого не получаю ничего. Кронид видно в Сибирь удрал. Вообще все расстроилось. С институтом ушло 80 человек. Некоторые смотались домой под маркой института. Разве мало пройдох. Ну ничего, Авуська, раздавим немецкого чушу и опять за свое дело. За брата не беспокойся. Привет папаше твоему и мамаше. Не сердись, что мало написал, скоро пришлю письмо целое. Целую тебя, желаю здоровья и счастья в жизни. Твой друг Миша.

22 января 1942-го, Армавир, Краснодарский край. СОНЯ ГАЛКИНА - АВЕ

Здравствуй дорогая Августа!

Как же ты, поросенок этакий, можешь обижаться за то, что тебе не пишут, а сама мне ни на одно письмо не ответила. Как бы мне хотелось увидеть твою милую рожицу, или хотя бы получить от тебя весточку, знать, что ты и твои родные здоровы и благополучны. Откликнись же!

Я все там же в Армавире – посмотри по карте, далеко от тебя, от Миши от любимой Москвы, от студенческой жизни, о которой осталось в памяти только хорошее. Что б дала сейчас бы что б все по-старому было, жизнь спокойная, счастливая, беззаботная, где ты! С радостью и волнением мы здесь, как и вы наверное, слушаем сообщение Информбюро о наших победах и разгроме немецких полчищ под Москвой и Ростовом. Твердо верю в победу, жду и надеюсь. А пока – что делать, художник здесь не требуется, а работать, что жить, надо, теперь работаю - … счетоводом. Что ж, ничего не сделаешь! Оклад 200 р. Живу с Симочкой – помнишь, ты к ним заходила за платьями на Плотников переулок. Сима тебя помнит. Джанночка в Алма-Ата. Авочка, я только что получила от Миши 3 письма, настроение хорошее, переписка у нас наладилась. Он все там же Мамонтовка, Московская область, Пушкинский район, Северная железная дорога, почтовый ящик 6, судя по фото поправился даже, пишет бодро, рад, что наконец от меня письма доходят, а то думал, не найдет меня больше. Тетя Катериночка моя где, не знаю, было письмо от 22 ноября 1941 года. Была около Ладожского озера, а где сейчас? Ты не представляешь, как тоскливо без них! Об институте ничего не знаю, кроме как то, что уехало около 80 человек. Конкретно кто - не знаю, Миша не пишет.

Туда же в Алма-Ату уехал наш рахитик Женя Н., помнишь вечера в Таруссе! Я пишу в Алма-Ату Жене главпочтамт до востребования, но ответа нет. Знаешь ли, что больше меня? Что делаешь, как живешь? Обо всем напиши скорее. Про Люду ничего не знаю, сколько не писала – ответа нет.

Где твои братья, где Андрей? Обо всем пиши мне, слышишь, и как следует, подробно, хорошо? Авочка, милая, где Нина Т.? Про Таню знаю, что где-то на фронте, а где Зоя и Рита? Опиши про последний твой приезд в Москву, были ли занятия. А пока будь здорова и благополучна. Привет папе и всем. Целую крепко. Соня.

5 февраля 1942-го. Подмосковье. ГЕННАДИЙ - РОДИТЕЛЯМ

Сегодня 5 февраля. Несколько дней тому назад получил Ваше письмо. Нахожусь там же, то есть на формировке под Москвой.

Пишите письма по адресу: Почтовая полевая станция 1546 МСПБ батарея ПТО

До свидания. Геннадий

10 февраля 1942-го. Московская область, Пушкинский район, станция Мамонтовка. МИХАИЛ ГАЛКИН - АВЕ

Здравствуй друг Ава!

Что – же ты не пишешь мне и не отвечаешь на мои открытки? Вчера получил от Сони три письма, пишет, что думает ехать в институт, только это, пожалуй, будет только думой, на какие ей гроши ехать, да и туда не к теще ехать, нужно что-то делать и учиться. Я ей отсоветовал, не знаю, как решит. Черкни ей, что либо она тебе написала. Что делаешь, пиши. Как здоровье. Привет папаше. Желаю здоровья, скорой победы. Целую, друг Миша.

2 марта 1942-го. Подмосковье. ГЕННАДИЙ - РОДНЫМ

Здравствуйте: мама, папа, Ава, Витя, Эла!!!!!!!!

Сегодня 2 марта. Сегодня получил ваше письмо от 20 февраля. О себе: Жив, здоров, нахожусь все еще на старом месте, т.е. под Москвой. Думаю, что вы напишете больше, чем я.

Пишите по старому адресу. Геннадий

14 марта 1942-го. Московская область, Пушкинский район, станция Мамонтовка. МИХАИЛ ГАЛКИН - АВЕ

Здравствуй Дорогой друг Ава! Спасибо дорогая за твою открытку, давно не писала мне, и зря не писала. Ведь сейчас друг у многих такое положение, и его приходится переносить мужественно и твердо. Все хорошее впереди, такое-же как в недалеком прошлом, в нашей студенческой жизни. А казалось это прошлое не так уж хорошим, просто мы привыкли к этой хорошей жизни, к ее маленьким трудностям, ничтожным по отношению к настоящему. Ава, все вспоминается особенно Тарусса… Ну ладно. Будем бороться за это счастье дорогая. Ава, Соня уехала в институт и уже там. Я горд ее правильному решению, знаю, ей трудно, но это ради меня, ради нас двоих. Пусть счастливо занимается. Здоровье у нее хорошее, мы с тетушкой будем ей помогать как сможем. Пусть наш милый чиж учится. Ава, много хочется написать, ой как много! Ну вот встретимся – поговорим, ладно Авуська, а пока дорогая будь здорова и счастлива, пиши чаще, друг! Целую крепко, твой друг Миша. Пиши ребятам и Соне. Пока до скорого.

-2

26 марта 1942-го. Московская область, Пушкинский район, станция Мамонтовка. МИХАИЛ ГАЛКИН - АВЕ

Ава, друг, здравствуй!

Спасибо за твое письмо-открытку! Ты не воображаешь, как приятно получать от Вас дорогих и близких эти письма, они вносят много радости в нашу суровую жизнь. Не так давно я получил письмо от Сони, теперь она уже в институте, она не усидела больше в тихом городке на счетной работе, теперь вместе с другими будет заниматься делом, правда я ей не советовал, но потом решил, что нужно ей ехать, на меня надеяться нельзя, ведь верно? Все может быть. От Жени ничего не получаю, что с ним? Недавно были ребята у Аси, живут они сама воображаешь как, холодно у них. Отец ничем не помогает, Женя им пишет, что он в группе Шпинеля, уже делает задание, как это заманчиво, правда? Больше ни о ком ни звука не знаю, вот может теперь напишет Соня. Особенно хочется знать, кто на фронте, и какие у кого дела, где Кронид вечно подтрунивавший? Где Никита? Я здоров и бодр. Делаю свое простое дело зенитчика. В свободное время читаю ребятам книги, и сам читаю, рисовать почти не приходится, да и не на чем. Вот такой бы альбом, как у меня был в Таруссе, сколько бы можно собрать хорошего. Надежд не потеряно на будущую учебу, как ты друг думаешь? А пока будем бить без передышки стервятников. За все будем мстить, за все, за нарушенную жизнь, за все жертвы. Пиши друг. Крепко целую! Твой друг Миша.


Часть 6.
18 апреля 1942-го. ВИКТОР - АВЕ

Ава, прости, что не имею ни минуты лишней. Здоров и жду только выезд. Может быть, немного позже напишу больше. Жму крепко руку – привет всем.

10 апреля 1942-го. Управление 25 танковой бригады, строевая часть N 189 - СПИРИДОНОВЫМ

Справка.

Выдана: Спиридонову Геннадию Моисеевичу в том, что он действительно находится на военной службе в 25 танковой бригаде в должности красноармейца.

Справка выдана на предмет представления льгот и пособий семье военнослужащего на основании указа президиума верховного совета Союза ССР*.

Военком штаба 25 танковой бригады - батальонный комиссар Зильбергер.

Начальник штаба 25 танковой бригады - подполковник Рязанцев.

*- Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» родители Геннадия еще были трудоспособными и пособие им не полагалось, но предоставлялись льготы по налогам, квартирной плате, плате за обучение детей и др.

10 апреля 1942-го. Село Ичалки, Мордовия. ВЛАДИМИР ИЛЮХИН* - ВИКТОРУ

Дорогой Виктор!!!

Только что получил твое письмо от 19 марта, в коем ты меня порадовал тем, что еще не изменил своего адреса. Сумел-таки сварьировать! Хвалю за храбрость. Таким образом, ты еще балансируешь. А я, напротив, начинаю терять почву под ногами. Начинают понемногу «зацеплять». Предел моей уверенности приблизительно до мая месяца, а дальше… дальше меня ожидает настоящая военная карьера…..

… Пришлось немного прерваться. Сейчас уже пишу 6 дней спустя. Твое письмо получил 4 апреля, а сегодня – десятое. (Вот это вот прервался!!!) В своем письме ты не особенно распространяешься, хотя тебе, я чувствую, и очень о многом хочется вспомнить и поговорить. Я уверен, что тебе в своих Гречишках… да – блин! В Чебоксарах такого трио («батону-с») не сколотить, так же как и мне здесь в Ичалках, все какая-то серая…, не то чтобы серая, а какая-то недружественная по духу (?) публика у нас, хотя и есть много новых лиц. Последнюю мою радость отняли: взяли в армию моих верных двух соратников по палитре (одному 35 лет, а другой мне ровесник). И остался я один, как перст.

В настоящий момент у меня кризис, застой, так сказать, в моей, гм… художественной деятельности (!) Все ждал, что отправлюсь догонять своих друзей, но оказалась возможность еще посуществовать дома. Искренне рад сообщению о том, что твой брат в добром здравии, к сожалению, мне такого счастья еще не предоставляется.

Сейчас середина апреля, а погода стоит, хотя и солнечная, но холодная. Я думаю, бог даст, пописать в весеннюю распутицу и половодье, когда наш Алатырь превратится в Волгу. С нетерпением жду этой благодатной поры. Грунтую понемногу разные бумажки и холстишки.

Да, мне тоже много что вспоминается из прежней нашей жизни. Лучше все-таки гораздо было, чем сейчас. Страстно желаю посмотреть Эрмитаж и «Русский». Но мне больше хочется смотреть не Камеристку (а как она, черт возьми, хороша!) и т.д., а пейзажи Тройона, Курбэ, Монэ, Сислея, Коро, Левитана и тд, и тп. Я «чой-та» в пейзаж вдарился. Как на грех не имею под руками классических образцов, хотя бы в хороших репродукциях.

Эх, кабы знал, и накупил бы книг соответствующих в Ленинграде. А то есть у меня теперь две-три плохонькие брошюрки о Левитане, Сурикове некоторые другие, но это все только раздражает, ужас! В остальном моя жизнь протекает без изменений. Шлю тебе пару своих фото последнего времени и дрянненький снимок с дрянненького летнего этюда своего.

Ты меня просто не узнаешь. И куда делось то благодатное «сырье», которым я был так богат. Стал фигурой на амебу походить. Жму руку. Володя.

*- друг Виктора Владимир Илюхин с 1937 по 1941 год учился с ним вместе в Ленинградской средней художественной школе (ныне Санкт-Петербургский художественный лицей им. Б.В. Иогансона). В РККА он был призван в мае 1942-го и после окончания артиллерийского училища и учебного артиллерийского центра направлен в действующую армию. Виктор же на время каникул устроился работать на завод и под весенний призыв не попал.

18 апреля 1942-го. ВИКТОР - АВЕ

Ава, прости, что не имею ни минуты лишней. Здоров и жду только выезд. Может быть, немного позже напишу больше. Жму крепко руку – привет всем.

17 мая 1942-го. ГЕННАДИЙ - РОДИТЕЛЯМ

С добрым утром: Папа, Мама, Таня, Ава, Витя, Эла!!!!!

Сегодня 17 мая. Я нахожусь на новом месте предложение зачеркнуто в общем на фронте. Как говорят, жив, здоров, пишите по старому адресу.

Жду вашего письма! Геннадий

25 июля 1942-го. ГЕННАДИЙ - РОДНЫМ

Здравствуйте папа, мама, Таня, Витя, Эла!!!

Сегодня 25 июля. Письмо, написанное вами, получил. Я нахожусь на новом месте, в Московской области в направлении за зчркн. В общем, жив, здоров. Жду от вас ответа. Пишите по старому адресу.

До свидания – Геннадий.

17-18 августа 1942 года красноармеец Геннадий Спиридонов, заряжающий батареи противотанковых орудий в составе 25 танковой бригады Западного фронта участвовал в ожесточенных боях за село Карманово Смоленской области.

«тов. Спиридонов в период боев с германским фашизмом под Кармановым 17 и 18 августа 1942 года четко и умело выполнял свои обязанности заряжающего, что давало орудию возможность вести беглый огонь по пехоте противника в результате чего было уничтожено до роты немцев и две огневые точки. Что дало возможность пехоте продвигаться на Карманово. В борьбе с немцами тов. Спиридонов проявил себя бесстрашным воином Красной армии» - за что и был награжден медалью «За отвагу».

23-го августа в город, который более 10 месяцев был оккупирован немцами, вошли советские войска.

-4