На тему меня натолкнул комментарий про то, что знаменитый парфюмер Генрих Брокар до того, как приехать в Россию, учился парфюмерному делу в Америке. Чего не могло быть по двум причинам.
Первая – семья Брокара уехала из Штатов, когда ему было 11 лет, а вторая и главная – в XIX веке парфюмерам нечему было учиться в Америке. К моменту появления американской парфюмерии французы, итальянцы, немцы и русские уже ушли далеко вперед. История американских духов началась только в 1920-х годах, а первых громких успехов добилась в 50-х. И если в других странах парфюмерией занимались преимущественно мужчины, то тут она появилась благодаря женщинам… И первой была Элизабет Арден.
Флоренс Найтингейл Грэм родилась в 1884 году в многодетной семье эмигрантов, переехавших из Британии в Канаду. Вскоре мать умерла и все заботы о детях легли на плечи отца – торговца овощами. Флоренс ходила с ним на рынок, смотрела на обеспеченных ухоженных покупательниц и мечтала стать такой же…
После курсов медсестер она устроилась в больницу, но работа ей не нравилась. Однажды она заявила отцу, что уволилась, но знает как разбогатеть – она создаст идеальный крем для кожи! Ошарашенный отец какое-то время терпел эксперименты на кухне, а потом поставил ультиматум: или она бросает свою ерунду и выходит замуж, или ищет работу, обеспечивает себя сама и живет как хочет. Флоренс выбрала второе и уехала в Нью-Йорк.
Она устроилась на работу в косметический салон, а потом вместе с косметологом Элизабет Хаббард они открыли свой салон «Элизабет». Совместный бизнес просуществовал недолго – девушки быстро рассорились, и дальше Флоренс решила вести дела сама. Она зарегистрировала бренд Elizabeth Arden, добавив к имени бывшей подруги фамилию героя поэмы «Энох Арден».
Одолжив приличную сумму, она арендовала магазин на Пятой авеню, обставила его роскошной мебелью и покрасила дверь в красный цвет. Флоренс рассчитывала на богатую публику, которую надо было сначала заинтересовать, и единственная на всей улице алая дверь определенно привлекала внимание.
Она стала первой, кто помимо уже привычных к 1910 году средств для лица, предложил клиенткам крем для тела и разбивку косметических средств по задачам – очищающие, тонизирующие, увлажняющие и питательные.
Среди новаторских ходов компании были средства для макияжа глаз, которых еще не делали в Америке, и для контуринга, бум на который случился спустя век, школа макияжа и пластинки с лекциями о красоте. Кроме того Флоренс заказала видеорекламу в кинотеатрах, и вскоре про «Элизабет Арден» знали не только те, кто в кино ходил, но и те, кто в нем снимался…
В 1915 году Флоренс вышла замуж, но это не стало чем-то знаковым в ее жизни. Томас дал ей возможность получить американское гражданство, а она обеспечила ему место коммерческого директора. Разводясь через 20 лет она пожала плечами и сказала, что бизнес целиком ее, а он был всего лишь работником, поэтому от компании ему ничего не полагается. После этого бывший муж злорадно ушел работать на её единственную на тот момент конкурентку Хелену Рубинштейн.
В 1942 году Флоренс еще раз вышла замуж – с русским князем Михаилом Евлоновым они прожили два года, а между браками и после них бизнес-вумен сменила несколько партнерш. И все они сходились в одном – по-настоящему Флоренс любила только себя, бизнес и скачки. Лошадей она обожала настолько, что хит бренда - крем Eight Hour - был разработан для того, чтобы мазать травмированные ноги скакунов, и только потом стал выпускаться для людей. Своим клиенткам она так и говорила: «Если бы крем не был превосходным, я не втирала бы его в лошадей!» С людьми Флоренс вообще не церемонилась.
В 1920 году вышли первые духи «Элизабет Арден» - Violet Essence и Lilac. Но американской парфюмерии еще не было как класса, и цветочные воды не могли отвлечь покупательниц от французских и итальянских духов. Более заметным было трио конца 1920х годов - La Joie, Le Reve и L'Amour. Их рекламировали, о них писали, но большинство продолжало покупать европейцев...
В 1936 году был сделан еще один шаг вперед - пряно-зеленый Blue Grass, выпущенный вместе с одноименной косметической линией. А потом еще один – аромат 1939 года It's You, сделанный Эдмондом Рудницка. Шаг за шагом «Элизабет Арден» продвигала американскую парфюмерию к американским же покупателям.
В 50-х конкуренция усилилась - Elizabeth Arden блистала на косметическом рынке, но в плане парфюмерии по-прежнему не особо успешно конкурировала с французами, итальянцами и этой выскочкой Эсте Лаудер - Жозефиной Эстер Ментцер, которая с мужем тихо варила кремы много лет, а тут вдруг - и косметическая фирма, и триумфальный выход на парфюмерный рынок с ароматом Youth Dew…
Парфюмерия бренда получила известность уже после смерти хозяйки. В 1966 году состояние Флоренс в 11 млн долларов, 17 компаний, 40 салонов красоты и конюшни перешли сестре и племяннице. Женщины были далеки от американского бизнеса, сумма налогов привела их в ужас и они поспешили избавиться от наследства, хотя до этого сестра управляла парижскими салонами бренда. Elizabeth Arden переходила из рук в руки, и на данный момент стала самым заметным парфюмерным брендом в холдинге Revlon.
Можно сказать, что первые по-настоящему популярные духи вышли только в 1989 году. Red Door были названы в честь красной двери ее салона, и эта медово-цветочная композиция выходит до сих пор. Не знаю, насколько была популярная у нас "Красная дверь" - мы не знакомы, а вот вышедший следом фруктово-травяной Sunflowers по-моему у нас не прижился.
В 1996-м году прогремела 5th Avenue, которую у нас полюбили очень многие! Пряно-цветочная универсальная композиция была одновременно легкой и тягучей, дневной и вечерней, подходила к любому возрасту, образу и случаю. Сейчас это уже классика и ретро, а тогда - трендовая и доступная по цене новинка, которая никогда не застаивалась на полках...
Аромат, который стал визитной карточкой бренда, вышел в 1999 году. Знаменитый Green Tea сделал начинающий парфюмер Франсис Кюркджян. Легкий освежающий «Зеленый чай» устроил маленькую революцию и запустил моду на чайные ароматы.
В начале нулевых это был один из моих любимых ароматов! Еще у меня была версия Spiced, но допользовав тот черный крепкий чай, я снова купила зеленый флакон. Спустя много лет попробовала Green Tea и почти не узнала – то ли показался, то ли на самом деле стал сладким, жидким и очень простым.
Из ароматов «послечайного» периода могу вспомнить только Untold 2013 года – белоцветочные духи с солирующей гарденией и мускусом, которые звучали довольно вяло и ничем не выделялись среди массы похожих ароматов. С относительно свежей линейкой White Tea, которая началась в 2017 году и сейчас состоит из пяти ароматов, я не знакома.
Вообще парфюмерию «Элизабет Арден» последнего десятилетия я не знаю. Бренд в основном выпускает фланкеры «Зеленого чая» и «Пятой авеню», и даже в этом году вышли 5th Avenue NYC Love и Green Tea Lychee Lime, но это уже совсем не интересно...