В настоящее время стала ярко выражена необходимость человека постоянно расти и развивать новые компетенции.
С учетом этого, вопрос о самообразовании становится особенно актуальным в современном мире, где информация является одним из основных источников получения знаний. Для педагогов самообразовании чаще представлено отчётом о деятельности работы в одном узком направлении: использование интерактивных средств для формирование познавательного интереса, дидактические игры как инструмент развития навыков саморегуляции и тд. Однако иной подход к самообразованию представляет собой обучении в образовательном сообществе. К ключевым характеристикам такого формата обучения являются:
- открытость – доступ к информации предоставляется в любое время и чаще всего осуществляется на безвозмездной (бесплатной) основе;
- событийность – деятельность в сообществах возникает исходя из внутренних запросов или внешнего предложения, что приводит к разного рода активностям (дискуссии, проекту, полномасштабному мероприятию)
- практическая направленность – отвечая на реально существующие вызовы, участники предлагают конкретные инструменты, обмениваются опыт из собственной практики.
Все эти характеристики можно отнести к образовательному сообществу «Университета детства».
Фонд «Университет детства» это благотворительная организация, миссия которой заключается в благоустройстве дошкольного образования. Достигается это через развитие самих педагогов, которые непосредственно проживает с детьми этап дошкольного детства и влияют на его формы и содержании даже в большей степени, чем в некоторых семьях. Сообщество было сформировано в 2017 году из числа педагогов-победителей Всероссийского (на тот момент) конкурса им. Л.С.Выготского. Сейчас численность сообщества достигает 150000 человек, среди которых педагоги, студенты, заведующие детских садов и даже инициативные родители.
В чем же выражается эффективность самообразования в образовательном сообществе?
Для конкретного участника успешность будет измеряться в знаниях и навыках, которые протерпели ряд изменений и позволили педагогу стать стал более компетентным, более опытным.
Создание продукта также может стать результатом эффективного самообразования. К продуктам можно отнести различные события (акции, школы, вебинары), истории участников внутри сообщества, а также само сообщество и изменения его структуры или механизмов взаимодействия.
Всё это даёт более широкий спектр развития своих компетенций для участников: лидерские качества, основы маркетинга, приёмы фасилитации, работы с графическими редакторами и многое другое.