Найти тему
История. Факты+мысли

Культурная программа для гостей столицы во времена застоя

Во второй половине прошлого столетия, местные власти подмосковных городов и близлежащих районов обратились в ЦК КПСС с инициативой повысить культурный уровень населения.
С этой целью, они просили дать разрешение на организацию автобусных рейсов, чтобы трудящиеся могли побывать в столице без отрыва от производства, то есть в выходные дни.
В центре сочли такое предложение разумным и, после коротких согласований, утвердили программу, согласно которой гости сначала должны были отдать дань уважения обитателю Мавзолея, днем посетить Третьяковскую галерею, а вечером окунуться в мир театрального искусства.

При этом, как в Кремле, так и в провинциальных райкомах хорошо понимали, что терпения у изголодавшихся по колбасе и обновкам людей хватит только на краткосрочное свидание с Владимиром Ильичом, после которого все разбегутся по магазинам.
Как помочь остальному населению необъятной страны реализовать свои продуктовые и промтоварные мечты, ответственные товарищи не ведали и думать никогда не хотели.


Среди прибывающих счастливчиков, штурмующих центральные универмаги, было немало пожилых людей, заставших еще времена проклятого царизма.
Они могли рассказать своим попутчикам, что здание ГУМа, возведенное по проекту архитектора Померанцева и инженера Шухова, раньше принадлежало купцам-акционерам, каждый из которых владел маленькой секцией, до отказа забитой товарами.
Некоторые даже могли вспомнить, что нынешний ЦУМ до революции назывался торговый дом «Мюр и Мерилиз», по именам шотландских предпринимателей, наладивших бесперебойную службу доставки по каталогам своей продукции в любую точку империи.

«… если фуражки-американки (по каталогу №213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку» - писал Антон Чехов из Ялты.
«… если фуражки-американки (по каталогу №213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку» - писал Антон Чехов из Ялты.

Потом, когда оковы самодержавия наконец пали, оба магазина национализировали, закрыли и разграбили, вернув к жизни на недолгие восемь лет во времена НЭПа.
После его отмены, и до смерти товарища Сталина, на месте Верхних торговых рядов (ГУМ) открыли пролетарскую фабрику-кухню, об ассортименте которой лучше не рассказывать.

Немного больше повезло "Мосторгу" (ЦУМ), не потерявшему свой гордый профиль торговой точки.
Правда, уровень снабжения неоднократно вызывал слепую ярость у несознательной части населения и был причиной стихийных бунтов.

Поэтому следить за порядком здесь поручили усиленному подразделению милиции, а контролировать младших коллег доверили сотрудникам смежного ведомства.
Один из них записал в дневнике, в 1934 году:
«Вчера милиция обеспечивала порядок, в очереди за сапогами. Всего в ней стояло шесть тысяч человек, образуя вереницу длиной в несколько кварталов. Нужду справляли здесь же, неподалеку, опасаясь надолго покидать свое место, поэтому вонь стояла жуткая. Граждане пропускались в магазин группами, по 5-6 человек. Шли они, взявшись за руки, чтобы никто не влез без очереди и были похожи на заключенных».

Если бы подданному Российской империи Антону Чехову, регулярно заказывавшему покупки из «Мюра», сказали, что при новой власти за простыми калошами можно простоять в очереди целый день, он бы не поверил.
А узнав о том, что многие граждане, через тридцать лет после развала Союза, хотят вернуться обратно, написал бы много интересных рассказов об этих удивительных людях.


ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Вознаграждение за полет

Чего не знал о Советском Союзе голодающий мистер Хайдер