Справедливость как черта характера считается основной добродетелью, и редкий человек признает у себя отсутствие этого качества.
В реальности же, обостренное стремление добиться справедливости , значит ни что иное, как желание добиться своего. Добиться того, что я считаю правильным. Добиться усиления своей позиции.
« Я хочу вот это, потому что это справедливо!» – звучит возвышенно и гордо. А если бы человек просто сказал, что хочет « вот это» или хочет, что бы было « по его», то это было бы не так красиво и весомо, хотя его позиция может быть вполне правильна , а желание оправдано.
Рассуждать о социальной справедливости, справедливости распределения и об этичности поступка, с точки зрения справедливости довольно сложно.
Если вспомнить историю, то все те времена, когда утверждалась социальная справедливость, с точки зрения одной из групп, непременно были кровавыми и жестокими.
Проверить себя на чувство справедливости и этики очень просто.
Ответьте на вопрос: Является ли справедливым тот факт, что все граждане обязаны платить налоги? -Да конечно, скажет большинство.
Теперь второй вопрос: Вы сами, платите налоги? – Да, скажет большинство. А если бы вы знали способ не платить налоги, или уменьшить их сумму и гарантированно избежать за это наказания, вы бы этим воспользовались?- …………..Каков будет ваш ответ?
Если вы честно ответили –«Да», то вслед за ответом последует множество оправданий своего поступка с точки зрения справедливости.
Например, вы можете сказать, что постарались бы избежать оплаты, потому что не согласны с распределительной политикой государства. Что вы хотели бы сами решать, какая часть ваших денег пойдёт на здравоохранение, а какая на содержание армии и чиновничьего аппарата. Или найти справедливое обоснование уменьшения суммы ввиду неоспоримых причин и обстоятельств вашей жизни. И, все ваши возражения будут основаны на том же понятии справедливость.
Второй пример. Разберём задачу Филиппы Фут « Проблема вагонетки»
Представьте, что вы управляете трамваем, у которого не работают тормоза и который едет по рельсам на большой скорости. Вы можете только свернуть с одной колеи на другую. Вы видите, что на колее перед вами пять человек ремонтируют пути. Вы можете свернуть на другую колею, но и там работает один человек. Остановится невозможно. Кто-то умрёт в любом случае. Как вы поступите?
Допустим, вы свернули и погиб один человек. Вы приняли решение свернуть, руководствуясь чувством справедливости, этики и морали. Пять жизней, против одной.
В дальнейшем состоится суд, и вас будут судить за преднамеренное убийство. Потому что это именно ВЫ приняли решение свернуть и убить одного человека, при этом сохранив жизнь пятерым. Вы скажете, что не могли остановиться, но вам возразят, что это ВЫ приняли решение свернуть и повернули рычаг, осознавая последствия своего поступка.
Допустим, что вы успокоили свою совесть тем, что пять жизней больше чем одна и более или менее спокойно ждёте суда, надеясь на справедливое решение. Но теперь появляются новые условия.
Двое из пятерых, которым вы сохранили жизнь, оказались преступниками рецидивистами, а трое страдали алкоголизмом и плохо обращались со своими семьями, были драчливы и регулярно хулиганили. Тот человек, жизнь которого прекратилась в результате вашего справедливого решения, являлся законопослушным гражданином и отцом двоих малолетних детей. Что в этом случае говорит вам совесть?
Какое решение судьи можно считать справедливым с точки зрения этики?
Третий пример возьмём из старой Буддистской притчи.
Справедливо ли убить тигрицу, которая регулярно приходит в деревню, убивает скот, тем самым нанося урон крестьянам? -Да.
Справедливо ли убить тигрицу относительно двух её тигрят, который оставшись без матери, еды и защиты , гарантировано погибнут став добычей других хищников?
…………..?
Судить о справедливости конкретного поступка, также как и рассуждать об уровне этики и морали совершённого кем-то действия, необходимо с большой осторожностью. Изначально нужно разобраться с самим собой.
Желаю всем психического здоровья.