Чтобы встать за штурвал яхты, можно пойти по одному из трёх путей: профессионально выучиться на капитана чартерных рейсов, стать спортсменом или заняться яхтингом «для себя». Последний путь выбирают все больше людей, кому не хочется постоянно находиться в море по долгу профессии, но уже неинтересно быть обычным пассажиром.
Во всех этих случаях необходимо иметь определенную категорию прав — без них не получится взять лодку в чартер и выйти в море.
Сегодня мы расскажем, какие российские и международные организации выдают яхтенные лицензии, и чем они друг от друга отличаются.
Какие организации выдают яхтенные лицензии?
Единых международных яхтенных прав, которые действовали бы во всех странах, не существует — для управления судами разных типов и размеров нужно обладать определенными навыками, наличие которых подтверждают специфичные лицензии.
Их выдают разные организации, самые крупные и известные из которых:
Royal Yachting Association (RYA) — британская международная система, возникшая ещё в 1875 году.
International Sailing Schools Association (ISSA) — общественная организация, объединившая 3500 яхтенных школ по всему мира. Была создана в 1969 году по инициативе яхтсменов из Польши, Франции, Великобритании, Швейцарии и Италии.
International Yacht Training (IYT) — коммерческая яхтенная организация, созданная в Канаде в 1988 году.
Все любительские квалификации относятся к яхтам длиной не более 24 метров, которые могут принять на борт не более 12 человек.
Важно понимать, что в российских акваториях сертификаты этих организаций не действуют — поэтому отдельного внимания заслуживают права Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).
Все эти системы различаются по сроку и территории действия их лицензий, обучению, которое необходимо пройти для получения сертификата, компетенциям лицензий и их стоимости.
В каких странах действуют эти лицензии?
С одной стороны, существует International Certificate of Competence — образец сертификата, представленный резолюцией 40-транспортной комиссии европейского экономического комитета от 1998 года. Он легитимен в 40 странах мира, и его уполномочены выдавать все три международные школы (ISSA, IYT, RYA). Однако, зачастую, сами чартерные компании выбирают, сертификаты каких компаний они готовы принять у клиента вне зависимости от страны и школы выпуска. Иногда, ICC бывает недостаточно, и они охотнее принимают лицензии IYT, RYA или ISSA. Во многом это зависит от репутации организации: насколько строги требования к яхтсмену для выдачи ему лицензии, совпадает ли видение на образовательный процесс школы и чартерной компании и многое другое. Как уже было сказано, в России они не принимаются.
С января 2015 года права ГИМС выдаются на двух языках — русском и английском. В реальности они действуют на всей территории России, но для выхода в море за границей вам потребуется международная лицензия.
Срок действия лицензии
Права любой категории, выпускаемые ISSA и RYA, выдаются бессрочно и могут быть изъяты только в случае серьезных нарушений. До 2013 года лицензии IYT также были бессрочными, однако теперь их необходимо обновлять каждые 5 лет. Сертификаты ГИМС действуют 10 лет, затем их нужно обновлять.
Обучение
Основные навыки, которым обучают будущих капитанов, одинаковы для лицензий всех ассоциаций: маневрирование под парусом и мотором, правила швартовки, радиосвязь, навигация, метеорология. Также вне зависимости от школы каждый яхтенный капитан должен знать единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море — International Regulations for Preventing Collisions at Sea (COLREGs). Обучение во всех школах предполагает изучение теории, прохождение практики в море под руководством инструктора и сдачу экзамена. Некоторые школы совмещают теорию и практику, однако в части центров не допускают до выхода в море без предварительного прохождения теории.
Достаточно весомым фактором выбора организации является то, на каком языке преподают в том или ином центре. Например, по системе IYT можно спокойно обучаться на родном языке, однако знание морской лексики на английском языке является обязательным для получения сертификата. Похожая ситуация и в ISSA. В это же время центры RYA проводят обучение только на английском языке. Как некоммерческая организация, находящаяся под покровительством Британской королевы, RYA имеет сильную национальную направленность. Открыть учебный центр RYA также может только резидент Великобритании.
Важно отметить, насколько строго следят организации за соблюдением агентами образовательных стандартов в разных странах: они ведут учет всех школ, которые преподают по их системам, инспектируют их и размещают на своих сайтах — чтобы каждый мог найти образовательный центр по душе.
Здесь можно посмотреть центры RYA, IYT и ISSA.
Ранжирование лицензий
Первая ступень лицензии во всех организациях дает возможность отходить на маломерном судне на 20 миль от берега — единственное различие в том, что у ISSA и RYA в начальную лицензию входит хождение в дневное и ночное время, а у IYT — только в дневное. Как правило, для перехода на следующий уровень компетентности необходимо пройти курсы, сдать экзамен, провести определенное количество часов в море и иметь на своем счету установленное количество морских миль. Начальная категория, при которой можно брать яхту в чартер и получить которую под силу каждому — Bareboat Skipper (IYT) /Inshore Skipper (ISSA) / Day Skipper (RYA). Кроме того, во всех трех школах можно выучиться как на “leasure level” — так сказать, “для себя”, так и на “commercial level”, чтобы затем стать инструктором или капитаном яхты в парусных компаниях или на чартерных рейсах.
Стоимость
Многое зависит от образовательных центров, которые сертифицированы выдавать определенные лицензии, а также от удаленности акваторий, на которых вам предстоит проходить практику. Кроме того, стоимость обучения зависит от категории лицензии.
Помимо теоретического курса и практики, вы оплачиваете сам экзамен и оформление лицензии. Стоимость самой лицензии официально установлена IYT, RYA и ISSA и колеблется от 200 до 400$. Остальные расходы зависят от образовательного центра, который готовит вас к получению сертификата, и от акватории, в которой вы будете проходить практику: часто она проводится за рубежом, например, в Турции или Хорватии, поэтому стоимость выхода в море с инструктором на 7-10 дней может различаться. Например, средние цены, чтобы получить лицензию Bareboat Skipper IYT: теоретический курс – от 15 000 до 25 000 рублей, практика в море – от 80 000 до 130 000 рублей, оформление лицензии – 200$. Получение лицензии ГИМС обойдется в 20-25 000 рублей, в которые войдет оплата теоретического и практического обучения, медицинское освидетельствование.
Вне зависимости от того, какую систему обучения вы выбрали, главное — обратиться в тот центр, который зарекомендовал себя высоким качеством образования и реальными отзывами выпускников. «Морская практика» готовит будущих капитанов по системе International Yacht Training и приглашает всех желающих пройти обучение в яхтенной школе.