В конце 19 века по Америке прокатилось новое увлечение - езда на велосипеде. Велосипеды давали гонщикам восхитительно беспрецедентное ощущение скорости, мобильности и свободы. Кроме того, они были достаточно доступны по цене. Вскоре повсюду возникли велосипедные клубы, стали проводиться соревнования. Самые быстрые и смелые спортсмены завоевали широкое общественное внимание и признание.
Питтсбургский бухгалтер по имени Фрэнк Ленц занялся велоспортом еще в юности, в возрасте 17 лет, и вскоре стал одержим им. Для Ленца езда на велосипеде была не просто отдыхом, а бегством от серого существования. По-настоящему счастливым он чувствовал себя только в седле железного коня.
Вокруг света на велосипеде
Фрэнк был сильным, уверенным в себе и совершенно лишенным страха. На соревнованиях по велоспорту он вскоре прославился как бесшабашный гонщик с недюжинной выносливостью. Его амбиции росли. Когда Ленц узнал, что два других выдающихся молодых велосипедиста, Уильям Сактлебен и Томас Аллен, планируют кругосветное путешествие, он поклялся, что сделает то же самое. Кроме того, Фрэнк был опытным фотографом-любителем и планировал запечатлеть все этапы своего велопробега. Он подписал договор об отправке периодических отчетов и фотографий с журналом "Outing" и 15 мая 1892 года выехал на велосипеде из Питтсбурга. На тот момент Фрэнку исполнилось 25 лет.
Единственным человеком недовольным отъездом Ленца была его встревоженная мать, которая умоляла сына никуда не ехать. Миссис Ленц мучил ужасный страх, что она никогда больше не увидит его.
Сначала Ленц посетил Вашингтон и Нью-Йорк. Затем он отправился на запад через всю страну, заглянув в Канаду. Он прибыл в Сан-Франциско 20 октября, откуда отправился в Японию. В Китае путешественник столкнулся с кошмарно плохими дорогами, суровой погодой и часто враждебными местными жителями. Несмотря на присущие ему храбрость и честолюбие, у Фрэнка иногда возникали мысли, что он переоценил свои возможности. Но он игнорировал все предложения отказаться от дальнейшего пути и двигался дальше - через Бирму, Индию и Персию.
Трудности в пути
В среднем Ленц преодолевал расстояние 70 км в день. Вес велосипеда вместе со снаряжением составлял 50 кг.
- В Америке Фрэнк чуть не попал под поезд.
- В Китае из-за непроходимости дорог ему часто приходилось идти пешком. Местные жители воспринимали незнакомый для них велосипед как нечто мифическое, были настроены агресивно, кидали в путешественника камни и палки. Пару раз Фрэнк разгонял их выстрелами в воздух. Однажды камень попал велосипедисту прямо в ухо, после этого он стал передвигаться только по ночам.
- В джунглях Бирмы Ленц заболел малярией. Болезнь остановила его на несколько недель. Там же, при переправе через реку, на глазах Ленца утонул помогавший ему перебраться на другой берег крестьянин.
- Пересекая пустыню Карачи, велосипедист преодолел около 1300 км почти без воды и еды. Днем он страдал от палящего солнца, а ночью - от комаров.
Следы Фрэнка теряются
В Турцию Фрэнк попал в довольно сложное время. Длительная напряженность в отношениях Османской империи с армянскими подданными приводила регион в состояние, близкое к анархии. На дорогах часто встречались бандиты, которые имели склонность нападать и грабить уязвимых путешественников. Короче говоря, это было не лучшее место для одинокого беззащитного американца.
По дороге в Эрзурум Фрэнк писал друзьям: "Может быть, вы, ребята, думаете, что я устал от такой жизни. Ну, я не такой. Мне это очень нравится". Однако редактор "Outing" Джеймс Уорман получил другое послание: "Должен признаться, меня охватывает тоска по дому. Я очень, очень устал и мечтаю о том дне, когда снова увижу свой родной очаг и мои скитания закончатся".
Скитания Ленца вскоре подошли к концу, но не так, как ему хотелось бы. Когда прошло несколько месяцев, но от путешественника не пришло ни одной весточки, его семья и друзья начали беспокоиться. По мере того как проходило все больше и больше времени, становилось невозможно отрицать, что с велосипедистом случилось что-то нехорошее.
Безуспешные поиски
Редакция журнала "Outing" приняла решение отправить кого-то на поиски. Добровольцем стал Уильям Сахтлебен. Ему не терпелось взять на себя это опасное задание, он был полон решимости найти останки Ленца для перезахоронения в Америке и добиться наказания того, кто был виновен в случившемся с ним. Стоит отметить, что в героизме Сахтлебена был элемент личной выгоды. Уильям предполагал, что история о миссии по поиску пропавшего велосипедиста вызовет интерес в СМИ и сделает его популярным.
Несмотря на тщательные и очень рискованные поиски, Сахтлебен не смог обнаружить никаких следов Ленца. Американский министр в Турции Александр Террелл не имел никакой достоверной информации о велосипедисте, но предполагал, что тот попал в засаду и был лишен жизни курдскими бандитами. Арестовали курдского вождя по имени Моустоу и еще нескольких человек. Позже Моустоу сбежал из тюрьмы, больше его никто не видел. Двое из заключенных скончались в тюрьме, остальных, в конце концов, отпустили.
Несмотря на давление со стороны США, турецкое правительство отказалось взять на себя какую-либо ответственность за пропажу Ленца. Правда в 1901 году, после личного обращения президента Мак-Кинли, османский султан выплатил матери Ленца компенсацию в размере 7500 долларов.
Вполне возможно, что Фрэнк Ленц пал жертвой болезни или какого-либо из бесчисленных несчастных случаев, которые могут случиться с путешественником на незнакомой враждебной территории. Этого мы, скорее всего, никогда уже не узнаем.
Все, что можно сказать наверняка, отважный молодой авантюрист явно не рассчитывал на такое завершение своего удивительного кругосветного путешествия. Однако, судя по его характеру, можно предположить, что Фрэнк все равно счел бы такую судьбу предпочтительнее долгой, тоскливой жизни питтсбургского клерка.
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ: