Научно-образовательное развитие России связано не только с работой профильных ведомств – Минпросвещения, Минобрнауки, Росмолодежи – но и с серьезной исследовательской и методологической экспертизой. Основные экспертные кометенции сконцентрированы сейчас в руках Российской академии наук, а для педагогических наук – у Российской академии образования.
За последние пару лет обе Академии преобразились. РАН @rasofficial получила дополнительные полномочия, а также выстраивает курс на функционал платформы, которая могла бы сближать запросы и возможности между наукой, высокотехнологичным бизнесом и регионами.
Новый президент РАО Ольга Васильева хорошо известна профессиональному сообществу – она возглавляла и единое Министерство образования и науки, и отдельное Министерство просвещения. С первых шагов она уверена взяла курс на то, чтобы Российская академия образования стала главным экспертом в вопросах обучения и воспитания.
О путях развития образования, способах привлечения молодежи в науку и роли РАН и РАО во всех этих процессах на ММСО-2022 говорили в рамках дискуссии «Академия: перезагрузка» Александр Сергеев и Ольга Васильева, а модерировал – научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сжёнов @szhenov.
Отметив заслуги обеих Академий, он поставил один из стержневых вопросов: Как сделать так, чтобы наука и готовность идти в нее, стали частью внутренней культуры российского общества?
Ответ два президента предложили искать в школах и педагогах. Ольга Васильева представила неутешительные итоги анализа диссертаций по педагогическим наукам: в них больше всего отклонений, почти не представлены работы по методике, дидактике и преподаванию истории, географии, русского языка и литературы. Столь же мало (на уровне 3-5%) диссертаций о роли семьи в обучении и воспитании. Основная масса работ – по психологии, а не по педагогике. То есть парадоксальным образом страна не получили экспертов именно по тем направлениям и предметам, что формируют личность школьника, его патриотический и мировоззренческий каркас.
А если нет защит – нет научных школ – нет молодых ученых. Ольга Васильева констатировала:
«Перед молодыми в науке стоит задача вспахивания заброшенного поля: дидктика, методология, междисциплинарные исследования».
Президент РАО подчеркнула:
«Воспитание, повторю, это наука – это не просто череда мероприятий».
Она обозначила самые острые и перспективные направления: когнитивные исследования, физиология, дидактика и методика преподавания. Именно физиология, например, способна дать ответ: как влияют цифра и дистант на развитие детей.
Из конкретных шагов на других уровнях она отметила, что необходимо: создавать школв РАО по аналогии с базовыми школами РАН, расширять практику педагогических классов, с первого курса вовлекать студентов педагогических вузов в научно-практическую науку, сконцентрировать усилия всех оставшихся в строю наставников на указанных перспективных направлениях.
Президент РАН Александр Сергеев констатировал, что на страну руками коллективного Запада опускается «технологический занавес». Он также пошел «от старшего к младшему», отметив позитивный возврат аспирантуры в научное русло и уникальную систему поддержки молодых ученых (в том числе – и формирование среды для студентов через создание кампусов мирового уровня).
Ключевой зоной роста в повышении привлекательности научно-педагогической стези – как и его коллега из РАО – он определил именно школу:
«На эту траекторию ученого и инженера-технолога нужно ориентировать со старших классов школы. Есть много разговоров о возврате к советской системе образования, но мы сейчас живем в другой стране. Мы ушли оттуда бесповоротно, выросло другое поколение. Мы должны задуматься о том, как ориентировать, воспитывать, образовывать ребят в школах, чтобы они были в хорошем смысле «отравлены наукой».
Президент РАН подчеркнул – прошлого не вернешь, как и не вернуть практически сакральные ореолы вокруг ученых и учителей, что существовали в СССР. Сейчас загвоздка состоит в множественности траекторий успеха – и среди них путь ученого один из самых сложных и долгих. Среди откровенных бонусов этого пути (которые нужно пояснять не только школьникам, но и их родителям) он выделил следующие:
«Надо рассказывать то, что наука имеет прелести в профессии. Во-первых, это творческая и честная профессия. Наука учит честности. Постоянное общение в креативной и интеллигентной среде, где есть достойная шкала соревнований – это счастье».
Оба президента сошлись на том, что нужно развивать исследовательские компетенции учителей. Помощь в этом должны оказывать, в том числе представители РАН и ведущие ученые – нужно не просто читать лекции школьникам, но и активно работать с педагогами.
В треугольнике «школа – родители – улица» (о двух первых вершинах подробнее рассказала Ольга Васильева) Александр Сергеев выделил третий компонент – ведь «улицу» сейчас заменил «интернет». Говорить с молодежной аудиторией надо на их языке.
Особенно ярко последний тезис проявился в рамках экспромта – Евгений Сжёнов пригласил на сцену Максима Андрианова, получившего грант на создание сериала о трудном, но благородном труде ученого и педагога.
Президент РАН Александр Сергеев, отвечая на запрос о поиске достойных ролевых моделей, очень четко сформулировал важное обстоятельство:
Сейчас ученик и учитель представляют разные технологические уклады. Чтобы действительно пропиарить науку – нужно найти тех, кто «умеет кликать так же, как школьники», но при этом «отравлен наукой».
Наука за минувшие пару десятилетий совершила формационный рывок вперед. К сожалению, ни по экспертному, ни по кадровому, ни по содержательному наполнению образование (особенно школьное) за этим рывком не поспевает.
Два президента и модератор скорее обозначили направления необходимой работы – диалог постановили продолжить и развивать далее. Главное, что видение нужных векторов движения взаимно дополнят друг друга к представителей научного, педагогического и экспертного сообщества.
Со своей стороны отметим, что с точки зрения информационной работы РАН в Телеграме опережает своих коллег из РАО, у которых пока что нет своего официального канала. Но, с другой стороны, это событие явно не заставит себя долго ждать – напомним, что Ольга Васильева стала первым из федеральных министров, кто дал официальное интервью тг-каналу, что произошло это в конце уже далекого 2018-го года. Это событие – предмет особой гордости всей команды «Научно-образовательной политики».
Видео-запись дискуссии: https://online.mmco-expo.ru/program/akademiya-perezagruzka.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/24576