Важные для общей картины вопросы технологий и культурного заимствования, а также маркетинга, оставим для предстоящих статей, а сейчас сформируем имприматуру.
Оригинальность. За ней, не щадя ресурсов, гоняются очень многие и очень давно. Отметим главное - важно кто и какие определяет критерии оригинальности и на сколько индивид способен распознать природу и цель таких критериев. Антонио Пласидо Гильермо Гауди и Корне:
… Оригинальность – это возвращение к истокам бытия; значит, оригинальное – это то, что новыми средствами прокладывает себе путь к простоте Первоначального Замысла …
Дизайн и архитектура. Как и во многих, в сфере дизайна и архитектуры, глобально, в лучшую сторону ничего не изменилось - ни во времена «второй» промышленной революции, ни тем более «третьей» и «четвёртой». Вопрос остаётся в качестве образования и способности его реализовать, меняются лишь инструменты, куда отнесём и окружающую человека среду. Усердная работа и халтура, в разных соотношениях, были всегда. Хуго Алвар Хенрик Аалто:
… Архитектура принадлежит культуре, а не цивилизации …
Кому бы сказать спасибо за, например, ГЭС-2 - учёным за материалы и электричество, архитекторам и инженерам за проектирование или Марку Витрувию за трактат? Я скажу спасибо образованию.
А что с Историей? Неизбежная, в следствии фактологической насыщенности, фрагментарность преподаваемой истории ставит вопрос о способе её познания - фактология или методология? Конечно, методология, особенно учитывая множественную авторитетную критику хронологии Скалигера-Петавиуса.
Дизайн и архитектура всегда базировались на человеке и окружающей его среде. Это первое и главное, что нужно знать об истории дизайна и архитектуры, остальное лишь временные интервалы, начинённые осколками фактов и их интерпретациями. Каждому, кто снова пытается нам дать ответ на вопрос - «Что нужно человеку?», следует сначала пояснить - «Какому?».
Посмотрите, какая замечательная курильница возрастом более 4000 лет. Так и вижу её в каком-нибудь проекте, например, Марии Осмининой.
Так почему же образование обозначено, как единственный критерий оригинальности дизайна? Михайло Васильевич Ломоносов:
… Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения …
Наше счастье, что развитие технологий и сохранение сформированной человеком среды дают больше возможностей для вариативности дизайна и архитектуры. Жилая ячейка была основана ещё пещерным человеком, а новые архитектурные принципы формировались путём диалога с окружающей средой, развития технологий и чередой культурных заимствований. Всё это идёт по спирали переосмыслений плоскости и её роли в объёме. Моя преподаватель по пропедевтике Валентина Васильевна Провкина говорит, что самый большой дефицит, это воображение.
Возможно, у читателя возникли вопросы или противоречия - пожалуйста, проявите терпение и прочитайте первое предложение статьи.
К познанию: единообразие и различие архитектуры со времён Месопотамии, культурные заимствования и книга Шарля-Эдуара Женнере-Гри «Путешествие на Восток».
Приятного изучения.
#дизайн #архитектура #оригинальность