Найти тему

День со слезами на глазах... Вспоминаем героев метростроя

"Мосметрострой" существует уже почти 90 лет и насчитывает более 1300 сотрудников, ушедших на фронт в 1941 году. В День Великой Победы мы расскажем о подвигах героев-метростроевцев, из которых 53 удостоены звания Героя Советского Союза и один Героя Российской Федерации. Эти люди заслуживают того, чтобы ими гордились и чтили их память!

На фронтах Великой Отечественной войны капитан Георгий Балашов про­славился как «охотник» на вражеские самолеты. Он совершил более 100 выле­тов, провел 37 воздушных сражений, сбил 15 самолетов.

Родился в 1914 году в Воронеже. Окончил школу фабрично-заводского уче­ничества. Трудился слесарем на строительстве метрополитена в Москве. На Метрострой Георгий Сергеевич пришел по путевке Сокольнического райкома комсомола. Был проходчиком на станциях «Комсомольская» и «Киевская».

В 1942 году в своем первом бою он столкнулся с противником. В небе Кубани за полтора месяца Георгий Сергеевич совершил порядка сорока боевых выле­тов, сбил шесть самолетов. Особенно памятным стало сражение над местеч­ком Отрада под Мелитополем. Шестеро советских летчиков встретили большую группу вражеских самолетов: 12 истребителей и около 40 бомбардировщиков, которые направлялись на позиции войск Красной Армии. Имея преимущество в высоте, группа Георгия Балашова внезапно напала на врага и нарушила его строй. Лишь немногим из немцев удалось прорваться к цели. Большинство в хаотичном порядке стали сбрасывать бомбы. В результате сопротивления со­ветские летчики уничтожили шесть вражеских машин без потерь.

Георгий Балашов
Георгий Балашов

Ольга Устинова родилась в 1915 году на Украине, в селе Астраханка Мелитопольского района Запорожской области.

Подростком Ольга мечтала о химии. В 1930 году успешно окончила семилетку, но в химический техникум 15-летнюю девушку не взяли. Ольга уехала в Москву, где устроилась в слесарную мастерскую на стройку 45 Кунцевского завода.

7 октября 1933 года на комсомольском собрании строительного рабфака, до окончания которого Ольге осталось четыре месяца, поставили вопрос о мобилизации на метро, — она пошла первой.

Устинову взяли бетонщицей в шахту № 17. Организаторский талант молодой метростроевки проявился сразу и она быстро стала комсоргом первой комсомольской бригады на шахте. С 1935 года она уже работала сменным инженером шахты «Площадь Революции», став одной из первых строительниц Московского метро. С 1939 по 1941 год проходила обучение на факультете «Мосты и тоннели» во Всесоюзной академии железнодорожного транспорта им.Сталина.

В 1941 году вместе с группой московских метростроевцев под руководством Ивана Георгиевича Зубкова двадцатишестилетняя Ольга Устинова приезжает в Ленинград, чтобы строить ленинградский метрополитен. Она становится единственной женщиной, занимающей пост главного инженера одного из 36 строительных титулов Строительства №5 - титула №12.

Ольга Устинова
Ольга Устинова

22 июня Германия вероломно напала на СССР и строительство метро в Ленинграде было заморожено. 5 июля 1941 года И.Г. Зубков приказом №217 по Строительству №5 НКПС формирует из коллектива метростроевцев рабочие батальоны. Командиром второй роты 3-го рабочего батальона назначается Устинова О.А. И проходит вместе с коллективом Строительства №5 и УВВР-2 всю войну.

С первых дней Ольга Устинова работала на строительстве укреплений, на заградительных и восстановительных работах. С наступлением зимы была назначена начальником отряда по строительству "Дороги жизни" через Ладогу. За эту работу она была награждена орденом «Красной звезды». Устинова О.А. принимала участие в специальных и военно-восстановительных работах на переднем крае обороны Ленинграда, возглавляла Путевой Ремонтно-Восстановительный поезд №2 (Путьрем №2), работала начальником шахты №15 в поселке Комарово Любытинского района - участвовала в выполнении важнейшей задачи по обеспечению блокадного Ленинграда углем. В 1944 году назначена начальником Путьрема №7 Строительства №5 для выполнения восстановительных работ.

Награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1943) и «За победу над Германией» (1945). Дважды награждалась значком «Почетный железнодорожник».

После войны, в 1947 году Ольга Абрамовна в звании инженер-капитана пути и строительства вернулась в Ленинград на строительство метро и проработала здесь до 1 ноября 1975 года. Почти 30 лет Ольга Абрамовна трудилась в Строительстве №17 Ленметростроя: сначала начальником горного участка, а затем - начальником ПТО. В 1951 году Министерство путей сообщения присвоило ей звание инженер-майора пути и строительства. Скончалась Ольга Абрамовна Устинова в 1995 году.

Ольга Устинова
Ольга Устинова

Алексей Рязанов – легендарный ас, пилот истребителя, дважды Герой Со­ветского Союза, обладатель трех орденов Ленина, четырех орденов Красно­го Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, заслуженный военный летчик СССР. Именно Алексей Константинович сбил первый немецкий самолет 22 июня 1941 года, подарив стране веру в Победу. Его И-16 метко попал в «хеншель», который прочертил в небе дымовую полосу и с грохотом упал на землю.

Он родился в селе Большая Кочетовка Тамбовской области в 1920 году. До войны жил в Москве, работал на строительстве метрополитена. Весной 1941 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. В первый же день войны он одержал серьезную победу.

В середине 1942 года восемь истребителей под командованием Алексея Ря­занова находились в районе Землянска на Брянском фронте. Они прикрывали стрелковые и танковые части, наносившие удары по противнику. Около полудня с юго-запада появились 24 бомбардировщика Ю-87, охраняемые еще восемью «мессершмиттами». Истребители Алексея Рязанова атаковали их. В коротком бою удалось сбить семь немецких машин. Остальные, поспешно сбросив бом­бы, скрылись. В течение недели Рязанов лично уничтожил три самолета.

Алексей Рязанов
Алексей Рязанов

Знаменитая летчица-штурмовик Анна Егорова-Тимофеева смогла покорить небо, которое открыл ей Метрострой.

Родилась она в 1916 году в Тверской области. На строительство станции «Красные ворота» совсем юной девчонкой приехала по комсомольской путевке. Работала арматурщицей, параллельно окончила рабфак, планерную школу, занималась в аэроклубе в Малых Вяземах. В 1938 году Анну направили в школу летчиков Осоавиахима, но ее не приняли в связи с арестом старшего брата, как родственницу «врага народа». Устроилась на льнокомбинат в Смоленске, где также занималась в аэроклубе. Окончила школу летчиков в Херсоне, работала инструктором в Калининском аэроклубе.

С началом войны Тимофееву-Егорову зачислили летчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи Южного фронта. Она возила на передовую приказы и кровь для раненых, оттуда возвращалась с письмами солдат, держала связь с попавшими в окружение. Сделала около ста вылетов на невооруженном самолете У-2. В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию, прошла путь от рядового летчика до штурмана полка. Участвовала в боях над Таманским полуостровом и Малой Землей, в освобождении Крыма, Украины и Польши. Анна была единственной в полку женщиной-пилотом. Со стрелком Дусей Назаркиной составила первый женский экипаж в штурмовой авиации. Их самолет подбил противник в 1944 году во время боев на Магнушевском плацдарме. Все знали, что после такого никто не выживал. Поэтому Тимофеевой-Егоровой посмертно дали Героя Советского Союза, а матери послали похоронку. Но Анна выжила. С ранениями и ожогами она попала в плен, где прошла несколько лагерей, в которых ей удалось сохранить полученные ранее награды. Освобождена в 1945 году нашими танкистами из лагеря «ЗЦ». В послужном списке Анны Тимофеевой-Егоровой 277 боевых вылетов. После войны здоровье не позволило снова заняться летной работой. Она вернулась на Метрострой.

Анна Егорова-Тимофеева
Анна Егорова-Тимофеева

Все, кто лично знал Татьяну Федорову, рассказывают о ней как о потрясающей женщине с мужским характером и неземной красотой. Неудивительно, ведь эта хрупкая москвичка, прошедшая большой трудовой путь, стала первой женщиной, возглавившей строительство метро.

Татьяна Викторовна родилась в 1915 году, окончила школу фабрично-заводского ученичества, работала на заводе «Каучук». Как и многие в то время, она по призыву комсомола пришла в 19 лет на Метрострой. Ее трудовой путь начался в проходческой бригаде на строительстве «Красносельской». Здесь же в 2006 году установлена мемориальная доска ее памяти, к которой ежегодно возлагают цветы наши ветераны. Татьяна Викторовна была бригадиром бетонщиков, начальником участка. Во время войны окончила Московский институт инженеров транспорта. При ее участии возводились «Калужская» (сейчас «Октябрьская»), «Павелецкая», «Новослободская», «Киевская»-кольцевая. Ей поручали отстающие участки. Умение организовать работу помогало Татьяне, как ее называли рабочие, сдавать объекты в срок.

В 1948 году она возглавила СМУ-3, а 1961 году стала заместителем начальника Московского метростроя. С молодости работала, не жалея себя и своего здоровья, была чеканщицей, спускалась в кессон. Метрострой стал для нее семьей, которой у нее не было в личной жизни. Будучи заместителем начальника, заботилась о профессиональном росте работников. Уделяла внимание строительству жилья для метростроевцев, обеспечивала их санаторным отдыхом. При ней возводились детские сады и расцвел детский лагерь «Юный метростроевец». Не имея своих детей, Федорова заботилась о чужих. Взяла попечительство над сиротами из детского дома, став для них второй мамой. Одну из воспитанниц по имени Лидия Ким Татьяна Викторовна удочерила. Татьяна Федорова стала прототипом героини фильма «Добровольцы» Юрия Егорова. Ее трудовые успехи отмечены на государственном уровне. Заслуженный строитель РСФСР в 1975 году получила Героя Социалистического Труда. До последних дней была с Метростроем, возглавляла Совет ветеранов.

Татьяна Федорова
Татьяна Федорова

В честь летчика-аса Вячеслава Кротевича названа улица в Липецке и уста­новлен памятник в городе Ельце на площади Победы. В 1993 году посмертно ему присвоили высшую государственную награду – Героя Российской Федерации.

Родился в 1908 году в Ельце Липецкой области. В юношеском возрасте вместе с родными переехал в Москву, где окончил военно-теоретическую школу летчи­ков. Затем поступил в Ейское военное училище морских летчиков. После прохож­дения срочной службы продолжал жить в столице. Был начальником летно-учеб­ной части аэроклуба Метростроя. Именно благодаря ему получили возможность исполнить свою мечту будущие герои-метростроевцы: Анна Тимофеева-Егорова, Сергей Феоктистов, Евгений Меншутин, Иван Вишняков, Иван Королев, Владимир Наржимский, Лука Муравицкий, Кузьма Селиверстов, а его славный ученик Алек­сей Рязанов звания Героя Советского Союза был удостоен дважды.

Вячеслав Кротевич воевал в составе 35-го штурмового авиационного полка Балтийского флота, стал заместителем командира эскадрильи. К ноябрю 1943 года Вячеслав Людвигович на Ил-2 совершил несколько десятков успешных боевых вылетов, потопил в составе группы вражеский транспорт, тральщик, 2 сторожевых корабля, лично подавил 8 огневых и зенитных точек, уничтожил 2 танка, 4 автомашины, 2 паровоза, 16 железнодорожных вагонов, дзот, склад боеприпасов, свыше 80 солдат и офицеров.

Вячеслав Кротевич
Вячеслав Кротевич

Софья Киеня – один из лидеров стахановского движения Метростроя в 30-е годы прошлого века. Она стала живым примером самоотверженного труда и доказала, что женщины могут все, спустившись работать в кессон. В Москву Софья, родившаяся в 1912 году в глухой белорусской деревеньке, приехала за старшим братом. Она выучила русский язык, училась в техникуме и вступила в комсомол. В 1933 году получила путевку на Метрострой, попала на сооружение перегона между «Комсомольской» и «Красными воротами». Строительство велось Шахтой №23 в условиях сильных плывунов, использовали кессон. Женщин не пускали в таких условиях под землю, это было опасно для здоровья. Но девушка хотела работать наравне со всеми и добилась разрешения спуститься в кессон. Газета «Ударник Метростроя» писала о первой девушке-кессонщице: «Соня 29 июня 1933 года натянула на себя жесткую брезентовую спецовку и, неуклюже перебирая ногами в высоких резиновых сапогах, впервые отправилась в забой, многое ей показалось необычным и даже страшноватым. Под бровями ломило, а в ушах ощущалась пудовая тяжесть. Но она выдержала кессон».

В 1935 году Софья стала начальником смены Шахты №82. Работники под ее руководством включились в стахановское движение на сооружении перегона «Белорусская» – «Динамо». Бригада Киени установила рекорд в пять перегонных колец чугунной обделки в смену. Софья получила почетное звание «Мастер-начальник смены». В том же году девушке вручили орден Трудового Красного Знамени. В военные годы Софья Киеня участвовала в строительстве важных оборонных объектов, руководила участком строительства «Павелецкой». В то время, когда мужчины ушли на фронт, работали в основном женщины. Станцию сдали в срок. Пример трудовых подвигов девушки вдохновлял не только соотечественников. Ей писали слова восхищения женщины из-за границы. В ней гармонично сочетались твердый характер, упорство, требовательность в работе с женственностью, добротой и красотой как внешней, так и внутренней. После войны здоровье Софьи Киени ухудшилось, но она продолжала работать в Управлении Метростроя еще долгие годы.

Софья Киеня
Софья Киеня

На фото выше не просто прекрасные молодые девушки и парни. Это герои, имена которых известны каждому метростроевцу. Ими гордятся, с них берут пример. Их труд на благо Метростроя и Родины оценен на государственном уровне многочисленными наградами. Судьбы этих людей поражают и легко могут стать сюжетами для книг или фильмов. Мы будем помнить их всегда.

С Днём Победы!

В публикации использованы архивные материалы АО "Мосметрострой".

#метро #метрострой #московское метро #день победы