- Княгиня Ольга. IX век.
Княгиня Ольга достаточно противоречивый персонаж российской истории. С одной стороны, все знают, как жестоко она мстила древлянам за смерть своего мужа, князя Игоря. Причем, мстила неоднократно. С другой, она первой среди русских правителей приняла христианство и после смерти была канонизирована, и стала святой. Так какой же она была – одна из самых известных правителей-женщин на Руси?
Есть разные легенды, связанные с происхождением Ольги. Самая красивая о том, как князь Игорь увидел ее в лодке, помогающей людям переправляться через реку. Хрупкая девушка, делающая мужскую работу, так впечатлила Игоря, что он тут же захотел с ней познакомиться поближе. Но Ольга отказалась от любых ухаживаний Игоря, чем впечатлила его еще больше, и когда пришло время жениться, князь вспомнил о несговорчивой девушке. По другим легендам она была родственницей Вещего Олега, так что ее семья имела достаточно высокое положение в обществе.
Каким бы ни было происхождение будущей Княгине, совершенно очевидно, что женщиной она была свободолюбивой, жесткой и принципиальной. Она не побоялась гнева древлян, и сполна отомстила за смерть мужа, поработив их и обложив налогом. Она не побоялась гнева людей, и сменила веру, хотя даже ее сын был язычником и не понимал поступка матери. Она проводила реформы, увеличила территорию своих земель, строила Храмы и помогала бедным.
«Улетай на крыльях ветра» - ария Ольги из оперы Бородина «Князь Игорь» известна на весь мир. В истории она так и осталась любящей женой, готовой на все ради мужа и любви. Как истинная русская женщина.
2. Екатерина II 1762 переворот
Во времена правления Екатерины II границы Российской империи были существенно расширены. Наступил расцвет науки, искусства, литературы. Не просто так ее эпоха названа Золотым веком, а она сама - Великой. Но начиналось все не так.
Никто не мог и вообразить, что из тихой и скромной принцессы Софии Ангальт-Цербстской, привезенной в качестве невесты для наследника русского престола получится властная, просвещённая женщина, благодаря которой Россию совсем по другому начали воспринимать на западе. Екатерина, а именно такое имя она получила при крещении, пришла к власти благодаря дворцовому перевороту, свергнув с престола своего непопулярного мужа Петра III. Переворот поддержали гвардейские части во главе с братьями Орловыми. И вскоре Екатерина стала полноправной правительницей Империи.
О любвеобильности Екатерины Великой ходят легенды. Но слухи о ее распущенности, возможно, сильно преувеличены Вольтером, с которым она вела активную переписку, будучи поклонницей идей Просвещения. Несвойственная для женщин того времени эрудированность, свободолюбие и открытость могли сыграть шутку с Великой Императрицей. Но никакие слухи о ней не смогут затмить ее потрясающих реформ, благодаря которым жизнь в России стала гораздо комфортнее. И по сей день она остается примером сильного, мудрого и просвещённого правителя.
3. Дашкова 1783 -академия наук
В возрасте 15 лет в жизни Екатерины Дашковой (урожденной Воронцовой) происходят две романтические встречи, которые определят всю ее дальнейшую судьбу. Во время первой - она знакомиться со статным офицером – Михаилом Дашковым . Екатерина влюбляется раз и навсегда. И эту любовь она пронесет через всю свою жизнь. Вторым судьбоносным знакомством становится ее встреча с будущей Императрицей, а тогда супругой наследника престола – Екатериной II. Две Екатерины сразу находят общий язык и обнаруживают родство душ. У них общие интересы, одинаковые взгляды на жизнь. Они становятся подругами, который называют не иначе как Екатерина Великая и Екатерина Малая.
Именно дружба двух Екатерин привела одну из них на престол, а вторую сделало директором Петербургской академии наук и художеств и одновременно первым президентом Российской академии для изучения русского языка. При участии Дашковой были подготовлены издания собрания сочинений М. В. Ломоносова и шеститомного толкового словаря русского языка, основаны журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения».
Дашкова активно участвовала в дворцовом перевороте, после которого супруг Екатерины Великой Петр III был отстранен от управления государством. Мечты двух подруг, активно обсуждавших судьбу государства, сбылись. И они взяли управление Империей в свои руки.
Дашкова дружила с Адамитом Смитом, Вольтером и Дидро, управляла научными умами своей эпохи, при этом оставаясь верной женой и любящей матерью. И хотя ходили слухи, что веселый нрав двора Екатерины был ей не по нраву, она активно развивала науки и искусства, сама писала пьесы, стихи и публицистические статьи. Историки часто опираются именно на ее «Записки», исследуя Золотой Век Российской Империи.
4. Дурова 1840 (1812, 1816, 1807) выход 4 томов
Уникальная судьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой известна нам по фильму «Гусарская баллада». Но на самом деле, история ее еще более удивительна! Ею восхищался Александр I и Александр Пушкин, она служила адъютантом у Кутузова и Уланском полку в чине подпоручика, стала героем Отечественной войны 1812 года.
Как женщине, жившей в ХIХ веке, пришло в голову быть гусаром, когда вокруг нее женщины только и делали, что воспитывали детей и занимались шитьем? Ответ находится в детстве Надежды, которую недолюбливала ее мать, но просто обожал отец гусар. Мать пыталась отмахнуться от нее, даже была жестока, а отец выполнял любую прихоть дочери. Научил ее верховой езде и приемам фехтования. И именно благодаря его воспитанию, она и выросла свободолюбивой, сильной девушкой.
Ее рано выдали замуж, но она сбежала от мужа в Уланский полк, единственное место, где гусары могли служить без бороды, что помогло ей выдать себя за мужчину – Александра Соколова. И когда родственники, разыскивая пропавшую девицу, написали Александру I, он вызвал ее к себе. Но вместо того, чтобы пожурить и усадить за вышивание, Император дал ей новое имя – Александр Александров – и отправил служить дальше, такое сильное впечатление она произвела.
Когда после ранения в ногу Надежда попробовала написать первые заметки о своих приключениях «Записки кавалерист-девицы», эти записи попали к Пушкину и впечатлили поэта до глубины души. Он опубликовал их, убедив ее писать, не переставая. Благодаря этим заметкам нам и известна героическая судьба сильной женщины, совершившей не мало подвигов во благо своего отечества.
5. Ковалевская 1875
Поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено, но она не просто получила высшее образование, а стала первой в России и в Северной Европе женщиной-профессором. А также первой женщиной получившей звание профессора математики. Софья Ковалевская – женщина потрясающего ума, силы и харизмы.
С детства Софья была увлечена математикой, и сделала все возможное, ради того, чтобы получить образование. Даже оформила фиктивный брак, чтобы получить разрешение на обучение заграницей. Наука была для нее всем.
Теорема Ковалевской о существовании аналитических (то есть представимых в виде степенных рядов) решений уравнений с частными производными находит многочисленные применения во всех важнейших разделах современной теории дифференциальных уравнений и смежных областях математики. Можно считать, что работа Ковалевской положила начало развитию общей теории уравнений с частными производными, и ее изучают во всех университетах мира.
Это сейчас мы привыкли, что женщина- математик, физик, ученый – в порядке вещей. Но в конце ХIХ века само появление женщины в высшем учебном заведении было из ряда вон выходящим событием, даже при том, что эмансипация женщин уже зарождалась. Преодолеть недоверие коллег, не обращать внимание на мнение общества, идти за своей мечтой несмотря ни на какие препятствия – вот чему нас учит судьба Софьи Ковалевской. Главная теорема, доказанная ею самой в том, что все возможно! Даже самое невероятное!
6. Ермолова 1876 триумф Лауренсия
У нее не было даже букваря, а читать она училась по пьесам, лежащем на столе у ее отца, работавшего в театре. Она мечтала о драматической сцене, знала наизусть весь репертуар Малого драматического театра, а училась на балерину, поскольку только там было бесплатное место, куда ее смогли устроить ее небогатые родители. Великая Русская Актриса – Мария Ермолова.
Когда она случайно, заменяя заболевшую актрису, вышла на сцену, ее успех был мгновенным и ошеломляющим. Ее вызывали на поклон 12 раз, что было неслыханно для дебютантки. На тот момент Марии было всего 16 лет. Поначалу ей доставались маленькие роли в водевилях и легких пьесах, а по настоящему звезда Ермоловой заблистала через 6 лет, когда она исполнила роль Лоуренсии в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Пьеса имела такой успех, что восторженная публика перегородила дорогу, и вместо лошадей везла ее карету до дома, а потом внесла ее в дом на руках. Так началась новая эпоха романтики в Малом театре.
Она была такой, как мы помним ее по портрету Валентина Серова. Любила жемчуг и простые черные платья. Всю себя посвятила театру, а жила скромно и спокойно, без бурных истерик, романов или всплесков конфликтов, что так несвойственно большинству актрис. Она играла Офелию и Дездемону, Федра, Леди Макбет и многие другие знаменитые роли, оттачивающие ее феноменальный драматический талант.
7. Павлова 1907- триумф умирающий лебедь
Ни декораций, ни кордебалета. На сцене в луче света стоит она, в белой пачке, скрестив перед собой руки – крылья. И вот с первыми звуками музыки она поднимается на полупальцы, а потом скользит по сцене, и сразу не ясно, плывет она или парит. Женщина- лебедь. Женщина- призрак. Великая Анна Павлова.
Болезненная худенькая Анна родилась в простом деревянном доме. Мать ее занималась стиркой белья, а отца она не знала. Когда ей было восемь, мама привезла ее в Мариинский театр, и девочку настолько поразил этот невиданный мир, что она буквально грезила балетом. Анну Павлову – впоследствии величайшую русскую балерину с первой попытки в хореографическое училище не взяли. Она была слишком бледной и слабой, и в ней не разглядели никакого таланта.
Но позже ее заметил Мариус Петипа, и она совпала с его видением классического балета. Красота, простота, грация – так характеризовал свою хореографию балетмейстер. Так Анна получила право дебюта на сцене легендарного театра. Она не танцевала, она летала по воздуху. И минуя кордебалет, сразу стала солисткой Мариинки. Позже судьба свела ее с Михаилом Фокиным, и когда он стал балетмейстером, именно он раскрыл в своих работах дарование балерины во всей полноте ее таланта.
Многие считают, что всемирную славу балерине принесло участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Но все было, скорее, наоборот. До Анны Дягилев делал коммерческую ставку на оперу, и только увидев ее очевидный дар, Дягилев рискнул. И именно участие в балетах Русского сезона Анны было залогом успешных гастролей Мариинки. Анна объездила с балетами весь мир и активно занималась благотворительностью. Во время Первой мировой войны она давала представления в пользу Красного Креста, а позже отправляла помощь русским Хореографическим училищам.
Интересно, что у величайшей исполнительницы «Умирающего лебедя» действительно жил живой ручной лебедь, обожавшая ее птица, с грацией которого могла сравниться только она, Анна Павлова.
8. Цветаева 1908 -начало творчества
Она верила в судьбу. Когда-то, гостя у своего друга, поэта Максимильяна Волошина, она поклялась, что выйдет замуж за того, кто угадает ее любимый драгоценный камень. Сергей Эфрон, историк и публицист, через день нашел на пляже в Крыму маленькую бусину розового сердолика и подарил ей. И она действительно вышла за него замуж.
Тогда она не знала, насколько трагической будет их судьба, что одна ее дочь погибнет в детском доме от голода, вторая - будет репрессирована, мужа, вынужденного работать на НКВД, расстреляют, как только его услуги перестанут быть актуальны, а сама она покончит жизнь самоубийством в первый год Великой отечественной войны, на которой погибнет и ее сын.
Марина Цветаева родилась в Москве в семье пианистки и филолога, и уже с шести лет начала писать замечательные стихи на русском, французском и немецком языке. И несмотря на издание своих сборников и на то, что русские литераторы высоко ценили ее талант, при жизни она не стала известным и популярным автором, которым является сейчас.
В жизни строгий скептик, а в творчестве романтичная, тонкая и женственная Марина смогла отразить в своей любовной лирике всю глубину женских эмоций, за что ее и любят и цитируют влюбленные девушки по сей день. «И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль?...»
9. Ахматова 1940 -реквием
«У меня сегодня много дела: надо память до конца убить. Надо, чтобы душа окаменела. Надо снова научиться жить». Она пережила две революции, две войны, смерть самых близких и дорогих людей. Ее стихи запрещали, книги не издавались, но она все равно вошла в историю как самая выдающаяся поэтесса Серебряного века. Анна Ахматова – бриллиант русской поэзии ХХ века.
Ее автобиографическая поэма «Реквием», посвящённая жертвам репрессий, написанная в 1940 году, впервые была опубликована лишь в 1963 году в Мюнхене, а в СССР только в 1987 году. Так долго шло творение Анны к читателю. Сама идея «Реквиема" появилась, когда сына Ахматовой арестовали, и она с другими матерями ходила в тюрьму «Кресты», пытаясь добиться с ним встречи. Одна из женщин спросила ее, сможет ли она описать этот ужас. И Анна написала свою гениальную поэму.
«Реквием» она не записывала. Будучи женой и матерью врагов народа, она находилась под пристальным наблюдением НКДВ. И за этот текст ее могли расстрелять без суда и следствия. Она пронесла эти строки в памяти через два инфаркта. И по воспоминаниям ее друзей, одиннадцать человек знали поэму наизусть, что позволило в 1963 году восстановить весь текст.
Она дружила с Амедио Модильяни, который создал уникальный портрет русской поэтессы, и их эпистолярный роман имел сильное влияние на ее творчество. Браки, семья, политический строй все это уходило на второй план, когда Анна погружалась в мир поэзии. Она не любила, когда ее называли поэтессой. Только слово «Поэт» и никак иначе. Сложные перипетии жизни Анны Ахматовой, пройдя сквозь сито ее невероятного таланта, помогла ей создать действительно выдающиеся стихи, которые могут вдохновить, рассказать, прояснить, какой была жизнь русской интеллигенции на стыке времен. Трагичной и беспощадной.
- Ночные ведьмы, 1941
Они наводили ужас на фашистов. Молодые девчонки, некоторым из которых было по 17 лет воевали во Второй мировой войне, защищая свое отечество. Поначалу никто не мог поверить, что у них получился. Ведь они не ассы авиации, да и самолеты слишком простые. Но у них получилось!
46-ий гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк также известный как «ночные ведьмы» полностью состоял из женщин. Техники, механики, штурманы, пилоты и командиры – все в полку были настоящими героинями Великой Отечественной Войны. Инициатором создания полка стала Марина Раскова, знаменитая советская летчица, а первым командиром 29летняя Евдокия Бершанская.
Самолеты ПО-2 и У-2 были практически незаметны для радаров. Выйдя на цель, летчицы глушили моторы и планировали вниз, сбрасывали бомбы, снова запускали самолет и улетали. Шум, который издавал планирующий «кукурузник» напоминал немцам шуршание метлы, на которых по легендам перемещались злые колдуньи. И потому фрицы прозвали летчиц «ведьмами».
Полеты совершались только ночью и были очень короткими. Иногда за ночь самолет мог совершить до 8 вылетов на бомбардировки. Общее количество вылетов за весь период войны составил около 24 тысяч. Ночные ведьмы дошли, точнее долетели до Берлина с минимальными потерями личного состава, хотя самолеты для легкости были лишены защиты и быстро возгорались при атаке. Летчицы не брали с собой парашюты, чтобы взять больше бомб, но летали так аккуратно и филигранно, что очень редко попадали в нападения.
Именно подвиги отряда «ночных ведьм» вдохновили кинематографистов на создание легкой военной комедии «Небесной тихоход», который в фантазийной развлекательной форме показал, как девушки покоряли небо над Европой. И хотя все помнят песню «Первым делом самолеты», но «ночные ведьмы» явно не те девушки, которые потом!
- Раневская 1961 народная артистка
«Муля, не нервируй меня!». Великую советскую актрису помнят больше по анекдотам и эпизодическим ярким эпизодам, чем по серьезным работам в кино и театре. Фаина Раневская стала всенародной любимицей, хотя никогда не стремилась ни к славе ни к обожанию.
Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге, в состоятельной семье, получив хорошее домашнее образование. Она мечтала поступить в театральный институт, но с ростом 180 см, неуклюжестью и заиканием у нее не было ни одного шанса. На экзаменах она так впечатлялась Василием Качаловым, легендарным актером того времени, что упала перед ним в обморок. Так они и познакомились, и Василий ввел ее в московскую богему, познакомил с Мандельштамом, Цветаевой, Маяковским.
После революции вся ее семья эмигрировала их России, и она осталась одна. На тот момент ей удалось, не имея театрального образования, все-таки служить в театре. Но известной ее сделал кинематограф. Впервые она получила роль в возрасте 38 лет, а всесоюзная слава пришла к ней после сорока, когда она снялась в фильме «Подкидыш».
Любимый детьми персонаж Фрекен Бок, домомучительницы Карлсона, срисован е Фаины и озвучен ею. Она стала любимицей всех детей Советского Союза. Хотя ни детей, ни семьи у великой актрисы не было. Да и режиссеры не баловали ее интересными ролями, она, к сожалению, так и осталась актрисой яркого эпизода. Зато какой! Зрители обожали ее, реплики ее героев, придуманные в основном ею же самой, разлетались на цитаты, до сих пор блоги и стендапы с пародиями на Раневскую пользуются невероятной популярностью.
- Космос 1963 – Терешкова
Полететь в Космос должна «девушка из народа». Такое распоряжение Сергею Королеву дал генеральный секретарь СССР Никита Сергеевич Хрущев. И именно Валентина Терешкова как никто другой подходила под это требование. Как известно, Королев, не хотел запускать в Космос женщин, поскольку считал это слишком опасным. Но чиновники настояли. И 16 июня 1963 года первая женщина Валентина Терешкова полетела в Космос.
Терешкова работала на комбинате технических тканей, занималась парашютным спортом. И именно благодаря этому вошла в отряд космонавтов и стала претендентом на полет. По прилету ее буквально выдали замуж за космонавта Андрияна Николаева, и ходили слухи, что сделано это было, чтобы доказать, что люди, побывавшие в Космосе способны иметь здоровое потомство. Валентина родила прекрасную девочку и осталась служить в отряде космонавтов.
Ее позывной был «чайка», которой посвящен один из часов на нашем циферблате. Перед стартом она произнесла «Эй! Небо! Сними шляпу!» - строки из поэмы Маяковского «Облако в штанах», которому также посвящен час в серии History Watch «Персонажи». Она провела в Космосе три дня и вернулась героем, доказавшим, что женщина способна на все. К чему стремилась каждая героиня серии «Великие Женщины». Круг замкнулся.
Женщины России способны на все.