Найти тему
Журнал "Город Женщин"

Идеальна во всем. Какими были и во что одевались женщины в 50-е годы XX века

Оглавление

Идеальная фигура с тонкой талией и пышным бюстом - вот образ женщины 50-х годов XX века. Если нужно, силуэт роскошной фигуры создавался с помощью корсета, накладок на бедра и вставок в бюстгальтере. Кристиан Диор требовал, а женщины были готовы идти на жертвы. И ровно в это же время Коко Шанель уверенно пробивает дорогу строгой и свободной от всех излишеств одежде. А женщины готовы ринуться и за этой идеей. А в СССР... Стиляг гоняют, а Людмила Гурченко поет знаменитые "5 минут" в платье от Диор. И над этим всем ярко сияет звезда Мерилин Монро. Такое вот удивительно красивое, но потрясающе разное время - эти 50-е.

Мы продолжаем цикл статей о моде и женщинах XX столетия. Вдохновением для него стал авторский проект Татьяны Анюковой «Ретроосень». В его рамках Татьяна воссоздает оригинальные женские образы прошлого столетия, а воплощают их обычные белоруски. Изюминка проекта в том, что все детали гардероба, от платья до брошей и сумочек, – из личной ретроколлекции Татьяны. Именно они помогают в стилизации модных образов ХХ века.
-2

Диор вернул корсет

Мода 50-х предъявляла женщине жесткие требования: иметь идеальную фигуру с тонкой талией и пышным бюстом. Если до идеала дама не дотягивала, силуэт роскошной фигуры создавался с помощью корсета, накладок на бедра и вставок в бюстгальтере.

Кристиан Диор воспевал образ изящной, чувственной богини – и женщины были согласны на все, чтобы ему соответствовать. Фактически модельер вернул в моду образ маленькой божественной птички начала XX века, лишь юбки стали короче, а тщательный макияж был обязательным дополнением образа.

«Я создал женщину-цветок», – писал Кристиан Диор в своих мемуарах. Чем бы ни занималась женщина 50-х – готовила, стирала, пылесосила, выносила мусор – она должна была быть во всем безупречна. Идеальная мать, идеальная жена, идеальная хозяйка.

Чем бы ни занималась женщина 50-х – готовила, стирала, пылесосила, выносила мусор – она должна была быть безупречна. Идеальная мать, идеальная жена, идеальная хозяйка

Вместе с корсетом вернулась идеология традиционного распределения ролей между полами в обществе. Мужчина опять стал главой семьи и добытчиком, женщина – женой и матерью, которая ведет дом и тратит деньги. Но, в отличие от начала века, тратит эти деньги в основном на свою совершенную внешность, чтобы всегда быть привлекательной и ухоженной, как на рекламном плакате.

В США сформировался классический образ семьи среднего класса: преуспевающий муж, ухоженные дети, идеальная жена и мать. Такая хозяйка и за работой должна выглядеть как манекенщица, а вечером превращаться в светскую даму.

Благодаря Диору в моду вернулись шляпки, тонкие каблучки и перчатки. Образ городской модницы был продуман и собран до мелочей.

Бетти Бросмер
Бетти Бросмер

Секс-символом конца 40-х – начала 50-х стала обладательница самой невероятной фигуры Бетти Бросмер. Ее природные параметры 96–45–92. При 48-м размере по груди с осиной талией 45 сантиметров она буквально сводила мужчин с ума.

Бетти Бросмер – рекордсменка по количеству модных обложек: более 300, носит титул «Самое шикарное тело 50-х годов», создательница журнала SHAPE, вдохновительница стиля пин-ап. Именно она подготовила мир к появлению Мэрилин Монро, демонстрируя свою феноменальную фигуру и врожденную сексуальность. Но, в отличие от Мэрилин, у Бетти жизнь сложилась гораздо счастливее. Ей 86 лет, и она до сих пор прекрасно выглядит.

Шанель vs Диор

Новый роскошный стиль Диора у многих вызывал недоумение. Коко Шанель, после долгого перерыва вернувшаяся в моду в 1954 году, не стеснялась в выражениях: «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает!»

Мадемуазель Шанель предлагала женщинам простой элегантный крой, прямые силуэты и удобные, немнущиеся ткани. В то время как Диор использовал 30–40 метров дорогой ткани только на одно платье, украшая его огромными бантами.

При этом мода Диора была очень требовательной. Чтобы соответствовать его творениям, женщины должны были постоянно думать о тонкостях этикета и законах «хорошего вкуса», быть одетыми согласно ситуации и времени дня, меняя не только платья, но и обувь, аксессуары, украшения, прическу, макияж.

Диор создал не просто очередной модный стиль, он задал правила поведения и новый тон реальности. И женщины во всем мире согласились с этой сложной, но увлекательной игрой, выполняя «диктаторские» требования. Диора так и окрестили: «мягкий диктатор» или «диктатор в замшевых перчатках».

-4

Шанель, несмотря на полный провал первой послевоенной коллекции, продолжала творить свою «антидиоровскую» реальность. В 1955 году она предлагает женщинам то, от чего они пришли в полный восторг: функциональную униформу на каждый день – «костюм в стиле Шанель».

Полуприлегающий жакет без воротника из мягкого твида, отделанный плетеными кантами и золотыми металлическими пуговицами, прямая юбка с запахом, шелковая блуза с воротником и туфли-лодочки. Подкладки жакетов Шанель делала из той же ткани, что и блузоны, чтобы зрительно «смазать» линию талии.

А в 1957-м она создает сумочку из стеганой кожи на длинном ремешке с цепочкой вместо ручки и застежкой-логотипом, ставшую классикой на все времена.

Архитектор моды Баленсиага

Великий испанский модельер Кристобаль Баленсиага считал, что женщина гораздо привлекательнее в платье, которое лишь намекает на то, что под ним скрыто, а не выставляет все напоказ. Он создавал скульптурные модели, имеющие очертания свадебного торта, абажура или воздушного шара, которые окутывали женщину.

-5

Баленсиаге принадлежат оригинальные платья и пальто со струящимися складками, с поясами из тонкой перчаточной кожи или деревянных трубочек, платья, украшенные огромными атласными бантами. Его любимые модели: экстравагантные вечерние накидки больших объемов из тафты, под которыми скрывалось платье-футляр, закрытое спереди вечернее платье с декольтированной спиной.

Баленсиага никогда не использовал фальшивых бюстов и накладных бедер. Он не признавал моделей Диора за «ужасное насилие над тканью». Визитной карточкой его стиля стало платье «Мешок», повергшее в шок приверженцев корсета 50-х и ставшее хитом следующего десятилетия.

Читайте также: Известный бренд Balenciaga открыл новый магазин, похожий на промзону

Символ десятилетия Мэрилин Монро

Ей посвящены книги, фильмы, коллекционные выпуски глянцевых журналов. Ее образ тиражируют и копируют миллионы людей вот уже полвека. Историю ее жизни знают наизусть.

И если мы говорим о 50-х, то сразу видим головокружительную и роскошную блондинку Мэрилин. «Она была необычной женщиной, немного впереди своего времени, – говорила о ней джазовая певица и ее подруга Элла Фицджеральд. – И она об этом не знала».

-6

Читайте также: Триумфальное возвращение известного платья Мерлин Монро, резиновые сапоги и неуместные свадебные платья. Чем запомнилось самое модное мероприятие года Met Gala 2022

Стиляги в СССР

В Советском Союзе 50-х все было не так радужно, как в Европе и США. Главной задачей женщины было трудиться на благо Отечества, ведь оно едва вздохнуло от тягот и лишений Второй мировой войны.

New look, Диор, Карден – об этом знали избранные товарищи из класса партийной элиты. Буржуазные идеи крепко сдерживал информационный кордон: советские люди в булочную на такси не ездят, женщины диоров не носят. Рабочие и крестьянки, «труженицы», честные и бескорыстные – вот идеалы СССР.

-7

Но в 50-х произошло два больших события: модный показ дома Cristian Dior и Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Последний дал шанс советским юношам и девушкам увидеть, как выглядят на самом деле их ровесники из разных стран мира.

Произошел не только культурный, но и вещевой обмен: у городских ребят появились модные заграничные вещи. Самые предприимчивые стали фарцевать (от англ. for sale), часто выдавая за иностранные марки обычные «совковые» вещи.

-8

Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти.

Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.

-9

На закрытое дефиле дома Cristian Dior в 1959 году была приглашена только партийная элита, однако девушки-модели решили продемонстрировать парижскую моду обычным москвичам: сначала они прогулялись по ГУМу, а затем вышли на Красную площадь. Одетые с иголочки, ухоженные и элегантные женщины произвели среди населения настоящий фурор.

Несмотря на информационную блокаду, модные европейские веяния все же просачивались в СССР: за несколько лет до показа Диора в Москве Людмила Гурченко спела свою знаменитую песенку про 5 минут в платье от Кристина Диора в фильме «Карнавальная ночь».

-10

Идеальные 50-е стали последним десятилетием XX века, воспевающим истинную женственность, в прямом смысле золотой серединой в моде столетия.

За 50 лет мода сделала почти полный оборот: от маленькой божественной птички через унисекс, гламур, милитари и снова к женщине-цветку. Дальше все было «страньше и чудесатей».