Найти в Дзене

Специфика социального проектирования.

С точки зрения теории управления социальным проектированием в основу разработки социально – значимого проекта необходимо закладывать следующие аспекты: − противоречивость социального объекта; − многовекторность развития социального объекта; − многофакторность бытия социального объекта; − наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; − субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования; − факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта. При социальном проектировании используют специальные методики, особенное место необходимо выделить следующим: Методика матрицы идей- это составление различных вариантов решений на основе нескольких независимых переменных. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а так

С точки зрения теории управления социальным проектированием в основу разработки социально – значимого проекта необходимо закладывать следующие аспекты:

− противоречивость социального объекта;

− многовекторность развития социального объекта;

− многофакторность бытия социального объекта;

− наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

− субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

− факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

При социальном проектировании используют специальные методики, особенное место необходимо выделить следующим:

Методика матрицы идей- это составление различных вариантов решений на основе нескольких независимых переменных. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, определяется наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, внимательное изучение условий, в которых протекают социальные процессы, а стремление глубже понять, как изменится жизнь людей, когда будет реализован проект.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких - либо свойствах или признаках формулируется предположение о наличии указанных свойств, признаков у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая.

Методика мозгового штурма связана с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Она осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные варианты развития проекта, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики заключается в том, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Моделирование - это воспроизведение объекта (модели) на основании сходства с другим существующим объектом, заменяющим его. Модель - это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, т. к. при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование. В этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции. Моделирование применяется тогда, когда сам объект не может исследоваться непосредственно.

Как и любой вид деятельности, проект проживает определенный жизненный цикл, в котором логически и последовательно выстраиваются шаги его реализации. Это: инициация проекта, разработка, реализация, завершение, извлечение результатов.

На первом этапе, инициации проекта, педагогу необходимо, прежде всего, ответить самому себе на следующие вопросы:

− Что и зачем должно быть осуществлено?

− Кого и в какой степени интересует планируемый результат?

− Где (на какой базе) это будет осуществляться?

− Кто будет это осуществлять?

− Как и в какие сроки это будет осуществляться (способы)?

− Какие средства на это потребуются?

Для обеспечения качественного конечного результата социально значимого проекта, или любого другого, какова не была бы цель данного проекта, его разработка подчиняется определенному алгоритму. А он в свою очередь отражается в основных структурных элементах.

Структурные элементы проекта:

1. Идентификация проблемы.

2. Целеполагание.

3. Описание механизма реализации проекта.

4. Анализ ресурсов.

5. Описание системы оценки качества реализации проекта.

6. Прогнозирование.