Мем о переходном ископаемом Тиктаалик утверждает, что, хотя мы и вышли из моря, у нас не все в порядке.
Возможно, сейчас не самые худшие времена, но уж точно не самые лучшие. Пандемии не видно конца. Мир теплеет, моря поднимаются, а белые медведи движутся к вымиранию. А еще: налоги, рабочая неделя с 9 до 5, новая угроза ядерной войны.
Пока люди искали, кого бы обвинить, кроме себя и всего человечества, нашелся виновник в виде рыбы, а именно 375-миллионнолетнего Тиктаалика (произносится тик-ТАХ-лик). Наши современные беды никогда бы не возникли, если бы наши предки никогда не выходили из воды, рассуждали ученые. Четыре шепота ног Тиктаалика делали рыбу легкой мишенью.
В 2006 году художница Зина Дерецки сделала научную иллюстрацию Тиктаалика для Национального научного фонда. Совсем недавно ее изображение Тиктаалика в виде задумчивой рыбы, готовой покинуть воду, стало основой для множества мемов.
В одном из них рыба встречается со средневековым шестопером и предчувствиями: "Если вы увидите, как развивается ужасное чудовище, заталкивайте его обратно". Мемы жаждут стукнуть Тиктаалика свернутой газетой или ткнуть его палкой - все, что угодно, лишь бы загнать его обратно в воду и избежать необходимости идти на работу и платить за квартиру.
Когда г-жа Дерецки впервые увидела один из мемов, высмеивающих ее иллюстрацию Тиктаалика, она почувствовала, что может посочувствовать. "Наш мир сейчас немного сложный", - сказала она.
По словам Элис Клемент, эволюционного биолога и палеонтолога из Университета Флиндерса в Южной Австралии, ученые, возможно, никогда точно не узнают, почему рыбы, подобные Тиктаалику, и ранние тетраподы - позвоночные с четырьмя конечностями - перебрались на сушу. "Было ли это сделано для того, чтобы найти больше пищи, спастись от хищников в воде, найти безопасное убежище для своего развивающегося потомства?" спрашивает доктор Клемент.
Независимо от этого, их наследие огромно. Группа рыб, перебравшихся на сушу, дала начало почти половине всех современных позвоночных, включая всех земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих и нас. И хотя мы, вероятно, не можем проследить нашу родословную непосредственно до Тиктаалика, "животное, очень похожее на Тиктаалика, было прямым предком человека", - говорит Джулия Молнар, эволюционный биомеханик из Нью-Йоркского технологического института.
Если Тиктаалик - наш предок, то, возможно, наше возложение на него ответственности за посеянный им хаос является выражением любви".
Тиктаалик впервые стал известен людям в 2004 году, после того как черепа и другие кости по меньшей мере 10 особей были обнаружены в руслах древних ручьев на территории Нунавут в Арктике. Первооткрыватели, группа палеонтологов, в которую входили Нил Шубин из Чикагского университета, Тед Дэшлер из Академии естественных наук Дрексельского университета и Фариш Дженкинс из Гарвардского университета, описали свои открытия в двух статьях в журнале Nature в 2006 году.
С местным советом старейшин, известным как инуиты Кауджимаджатукангит Катимаджиит, были проведены консультации, и они дали Тиктаалику его название, которое на инуктитуте переводится как большая пресноводная рыба, живущая на мелководье. После этого окаменелости были возвращены в Канаду.
Ученые искали окаменелость, подобную Тиктаалику, - существо на пороге конечности - в течение десятилетий. И если другие окаменелости требовали некоторого объяснения, то очевидная анатомия Тиктаалика - рыба с (почти) ногами - делала его идеальной иконой эволюции, расположенной прямо между водой и сушей.
Уже тогда ископаемая рыба поразила общественность, ведь она появилась на волне судебного процесса в Пенсильвании, который вынес решение против преподавания креационизма как альтернативы эволюции в средней школе по биологии. По мнению доктора Шубина, коллективное желание общества бросить Тиктаалика обратно в воду немного успокаивает: Вы захотите выбросить рыбу, только если верите в эволюцию, "что, на мой взгляд, прекрасно", - сказал он.
Когда г-жа Дерецки иллюстрировала Тиктаалика, она изобразила его с погруженным в воду брюхом, поскольку в то время задняя половина ископаемого оставалась загадкой. Но за прошедшие годы ученые собрали более 20 образцов и увидели больше анатомических деталей, включая таз, задний плавник и суставы черепа.
В частности, снимки компьютерной томографии, сделанные Джастином Лембергом, исследователем из лаборатории доктора Шубина, позволили ученым заглянуть внутрь скалы и увидеть находящиеся там кости. В результате сканирования были созданы 3-D модели невидимых частей Тиктаалика. Некоторые снимки показали, что у Тиктаалика были неожиданно массивные бедра (больше похожие на бедра Тиктаалика) и удивительно большой брюшной плавник. Вместо того чтобы тащить себя только передними плавниками, как тачка, рыба, похоже, использовала все четыре плавника, чтобы передвигаться, как джип.
Другие снимки показали хрупкие кости грудного плавника. В отличие от симметричных лучей рыбьих плавников, кости плавника Тиктаалика были заметно асимметричны, что позволяло суставам сгибаться в одном направлении. "Мы думаем, что это было связано с тем, что эти животные взаимодействовали с землей", - сказал Томас Стюарт, начинающий биолог по эволюции и развитию из Университета штата Пенсильвания.
Плавники тиктаалика особенно привлекательны для исследователей, изучающих генетические основы наших собственных рук. Тецуя Накамура, биолог по эволюционному развитию из Ратгерского университета, который надеется генетически манипулировать зебрафишей, чтобы у нее выросли пальцы, развесил иллюстрации плавника Тиктаалика в своей лаборатории как маяк: "Идеальный образ, который мы хотим создать в нашей лаборатории", - сказал доктор Накамура.
Существование Тиктаалика было идеальным и в других отношениях. Рыба передвигалась в позднем девоне, в завистливо-благополучной версии Земли, в которой климат был приятным и мягким, а моря полны рыбы. Тиктаалик мог проводить свои дни, плавая по берегам ручьев и болот, кишащих растениями, говорит доктор Дэшлер.
По словам Бена Отоо, аспиранта, изучающего ранних тетрапод в Чикагском университете, та эпоха на Земле была нелегким временем для позвоночных. Позвоночные, которые все же решились выйти на сушу, еще только осваивали свои сухопутные ноги. "Это много галумфинга, извивания, скольжения, хлюпанья, шлепанья", - говорят они. "Это буквально эпоха порхания".
Хотя поздний девон был опасным временем для добычи, он также был местом душевного спокойствия - временем до самосознания и смущения. "Все, как бы, едва осознавали, что они живы", - говорит г-н Отоо. "Это здорово, просто вибрации".
А плоская голова Тиктаалика с двумя глазами, расположенными на макушке, как черника на блине, идеально подходит для того, чтобы смотреть над водой. "Он похож на марионетку", - сказала Яра Хариди, будущий исследователь из Чикагского университета. "Она очень маппетитная".
Другие любопытные на суше рыбы или ранние тетраподы выглядели не менее нелепо. До Тиктаалика на мелководье плавали плоскочерепные Panderichthys. Позже Acanthostega могла похвастаться узнаваемым, но не впечатляющим набором конечностей. А Elpistostege, рыба, весьма похожая на Тиктаалика, также стирала грань между плавником и рукой.
Так что если современные люди хотят обвинить Тиктаалика в наших бедах, то будет справедливо, если мы обвиним всех остальных зарождающихся обитателей суши - известных и еще не открытых - в появлении самосознания и форм W-2.
Рыба, которая запустила 1000 мемов
Все известные окаменевшие тиктаалики представляют собой взрослых рыб, поэтому исследователи надеются обнаружить другие ранние стадии, которые могли бы пролить свет на историю их жизни, например, претерпели ли они метаморфоз.
"Было бы очень забавно найти кучу малышей", - сказал доктор Дэшлер, который этим летом снова отправится на поиски в канадскую Арктику. Он отметил, что настоящие детеныши, вероятно, не смогут окостенеть в окаменелости, поскольку их кости слишком малы. Но юный тиктаалик, длиной примерно как огурец без косточек, мог выжить. А кто может обвинить ребенка в чем-либо?
По правде говоря, даже взрослый тиктаалик не мог предсказать ничего подобного; у него не было грандиозного плана по колонизации суши. "Это не похоже на "О, потому что конечности лучше", - говорит доктор Дэшлер. "Или животные увидели что-то на суше и подумали: "О, мне нужно эволюционировать".
Также трудно сказать, что водные рыбы вообще ходили по суше каким-либо значимым образом. Скорее, предположил доктор Дэшлер, тиктаалик использовал новые экологические возможности у кромки воды, передвигаясь по мелководью, где безкостные рыбы не могли ступать.
И потенциальные охотники за Тиктааликом должны знать, что для отпугивания взрослой особи простой палки могло быть недостаточно. Хотя реконструкция его лица кажется "невинной и глупой", говорит доктор Стюарт из Университета штата Пенсильвания, рыба была размером с человека. "Это меняет ваше представление о ней: из маленькой рыбки она превращается в более внушительное животное в воде", - сказал доктор Стюарт.
Искусство не обязательно должно отражать реальность, чтобы передать истину. Мемы Тиктаалика не просто предлагают козла отпущения для современного недомогания. Они также просят нас представить себе другое прошлое, настоящее и будущее. Что было бы, если бы мы могли пересмотреть ход эволюционной истории?
"Это действительно сильная мысль, и я не верю, что есть что-то неизбежное в том пути, который прошла эволюция", - сказал доктор Молнар о мемах. "Если отмотать время назад, вы окажетесь в совершенно другом месте", - добавила она, перефразируя биолога Стивена Джея Гулда.
Таким образом, если Тиктаалик означает сожаление, он также означает радикальную возможность. Для г-на Отоо ископаемое вызывает утопический оптимизм, напоминание о том, что у Земли было много прежних обличий и будет еще много.
"Мир природы мы склонны считать очень неизменным и статичным - вы смотрите на вещи и говорите: "О, вот как все устроено", - сказал он. Но 300 миллионов лет назад все континенты были склеены в единое целое. Даже Земля может измениться со временем.
И если Земля может меняться, то и люди тоже, считает г-н Отоо. "Благодаря различным комбинациям сознательных и бессознательных решений мы сделали созданный мир таким", - говорят они. "И мы можем сделать его другим".
Кроме того, кто скажет, что потомки тиктаалика, который никогда не покидал воду, не создали бы свой собственный невыносимый подводный мир, где полиметаллические конкреции собираются неоплачиваемыми осьминогами, а крабы-отшельники должны платить аренду за свои раковины? Жадность может существовать и под поверхностью.
Обижайтесь на послание, а не на посланника, советует г-н Отоо. "Вы не ненавидите Тиктаалик", - сказали они и добавили: "Вы ненавидите капитализм".