Найти тему
Анна В.

Социальный проект

Социальный проект

ландшафтного дизайна пришкольной территории

«ШКОЛЬНЫЙ ДВОР МОЕЙ МЕЧТЫ»

Школа – второй дом. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу. Наш пришкольный участок является достаточно красивым местом в селе, но хотелось, чтобы он был более современным и практичным. Данная проблема актуальна в наше время. В связи с этим была выдвинута гипотеза– пришкольная территория МАОУ Гагаринская СОШ нуждается в изменениях и доработке.

Для проведения работ на новом качественном уровне по восстановлению и облагораживанию территорий, увеличению зеленой зоны, созерцание красоты которой создавало бы хорошее настроение, ощущение гармонии с природой, повышало жизненный тонус, необходим ландшафтный дизайн школьного двора. А очищенные «зелеными помощниками» от вредных примесей пыли, газа и прочих вредных веществ воздух, почвы способствовали бы оздоровлению окружающей среды, где школьники проводят поурочные, досуговые и другие занятия по разным направлениям: спортивным, научно-исследовательским.

Проект будет способствовать развитию экологического мышления и культуры природосообразного поведения, осознанию уникальности, красоты естественных и искусственных ландшафтов поможет в воспитании любви к своей малой родине.

Участие в проекте позволит:

· изучить необходимую информацию и познакомиться с элементами ландшафтного дизайна через разные виды деятельности (экскурсии, видео-фотосъемки, Интернет, конкурсы, практические работы).

· воспитывать любовь к малой родине через взаимодействие участников проекта с природой;

· развивать коммуникативную компетенцию, толерантность через совместную деятельность;

Цель исследования - Сделать школьный двор уютным и красивым, запоминающимся, чтобы всем было приятно в него заходить. Создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.

Задачи работы:

- изучить общественное мнение обучающихся в МАОУ Гагаринская СОШ;

- обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;

- сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и антропогенной среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- составить структурные композиции пришкольной композиции;

- формирование у учащихся прочных навыков и умений по выбору ассортимента семян цветов.

- углубление знаний по биологии, ознакомление с основами ландшафтного дизайна;

- сделать оценку почв пришкольного участка, и выработать комплекс мер по их улучшению;

- воспитание у учащихся чувства любви к прекрасному, к окружающей среде.

Предмет исследования – пришкольный участок МАОУ Гагаринская СОШ.

Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.

Нами были применены методы:

- работа с литературой;

- работа с интернет-ресурсами;

- поисковый метод;

- диагностический.

Срок реализации проекта: 2021 – 2022г.г.

1.2. Историческая справка

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Русское садово-парковое искусство.

В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

1.3. Ландшафтный дизайн

Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.

При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы: сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)

Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).

Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)

1.4. Основы ландшафтного проектирования

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа. Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтного дизайна садового участка, созданного руками человека.

Принципы ландшафтного дизайна. Итак, с эстетической стороны ландшафтный дизайн садового участка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное и продуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчиняться определенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. При создании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание декоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе к определенным ландшафтам.

Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:

1. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.
2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту.
4. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.

1.5. Стили ландшафтного проектирования

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.

Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.

Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.

Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.

Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.

Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок, или плетень, ворота выполнены “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.

2. Практическая часть

2.1. План-схема пришкольного участка.

Пришкольный участок делится на участки.

2.2. Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и центральной дороги. Уровень шума на пришкольном участке не высокий. Со стороны улицы школа отделена забором по периметру и зелеными насаждениями. На пришкольном участке растут береза, ель, яблоня, рябина, сирень, дубы.

2.3. Прогнозируемый результат.

- школьный участок, выполняющий следующие функции должен быть:

- зеленым “буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;

- привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;

- решать образовательные и воспитательные цели и задачи;

- местом организации трудовой практики детей.

2. 4 Ландшафтное проектирование пришкольного участка

МАОУ Гагаринская СОШ.

Требования к проекту.

1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое;
2. В композицию следует включить деревья, пеньки, которые растут на территории;
3. Использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазы – цветочницы, альпийскую горку, водоем.
4. Сформировать творческие группы.
5. Обозначить «зоны действий» для этих групп.

Состав участников:

  • Участниками проекта являются учащиеся и классных объединений.
  • Педагоги и администрация выступают в роли кураторов, координаторов и инструкторов в сборе материалов по проекту.

Ожидаемые результаты:

  • Благоустроенный двор и оригинальные цветники, скульптуры.
  • Преобразование школьного участка.
  • Реализация творческих находок, способствующих личностному росту каждого участника проекта.
  • Создания атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта.
  • Проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых.

Негативные последствия - гибель рассады вследствие заморозков, плохого ухода, недостатка влаги в почве (если лето будет засушливым).

Эффективность реализации проекта:

1. Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.

2. Создание зон отдыха позволит учащимся проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования, а окружающие цветники будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный (сентябрь- март)
  • Проектировочный (апрель)
  • Практический (март-сентябрь)
  • Заключительный (октябрь-ноябрь)

План мероприятий подготовительного этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

выполнения

1.

Проведение анализа эколого-эстетического состояния школьной территории

Сентябрь 2021г.

2.

«Аукцион идей» - мини-проекты по благоустройству школьного двора»

Классные руководители

Октябрь-ноябрь 2021г.

План мероприятий проектировочного этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

выполнения

1

Разработка коллективного проекта школьного двора:
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора

Администрация школы

Зав пришкольным участком

Декабрь 2021г-февраль2022г.

План мероприятий практического этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

выполнения

1

Приобретение семян и выращивание рассады.

Учитель биологии,

Классные руководители

Март-апрель

2

Акция «Чистый двор» по благоустройству школьного двора.

Классные руководители

Апрель

3

Обработка почвы и посадка рассады цветочно-декоративных культур

Учитель технологии, классные руководители

Апрель -май

4

Уход за посаженными цветочными культурами.

Классные коллективы 2 – 9 классов

май - сентябрь

5

Альпийская горка и искусственный водоем

Апрель 2022г.

6

Разбивка декоративных клумб, бордюров.

Учитель технологии, Классные руководители

Май 2022г

7

Организация социально-значимой деятельности

Администрация школы

Классные руководители

Июнь-август

8

Осенние работы:

-подготовка семян к хранению;

-обработка почвы.

- экологическая уборка школьного участка.

Учитель технологии

Сентябрь-октябрь

План мероприятий заключительного этапа

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

выполнения

1.

-Составление фотоотчета по результатам проекта.

Педагог-организатор

Октябрь 2022г.

2.

- Конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба»

- Подведение итогов проекта «Школьный двор»

Классные руководители

администрация

Ноябрь 2022г.

Ноябрь 2022г.

Перспективы дальнейшего развития проекта

1. Уход за школьной территорией во все сезоны (расчистка снега, посадка цветов, обновление деревьев и кустарников, покраска сооружений на спортивной площадке, уборка листвы).

2. Озеленение газона на школьной территории.

3. Закладка фигурных клумб.

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, школьники попробовали себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор моей мечты» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, администрации, спонсоров, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха учащихся и учителей. Мы хотели бы, чтобы с 2019 года школьный двор выглядел красиво, чтобы школьники и прохожие радовались, зайдя на эту территорию.

4. Заключение

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. Становясь участниками проекта, школьники попробовали себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор моей мечты» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, администрации, спонсоров, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха учащихся и учителей. Мы хотели бы, чтобы с 2020 года школьный двор выглядел красиво, чтобы школьники и прохожие радовались, зайдя на эту территорию.

5. Литература

1. Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.

2. Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

3. Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.

4. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.

5. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).

6. Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.

7. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.