Эти серебристые фургоны известны всем, кто интересуется автотехникой. Телепередвижки «Магнолия» на камазовском шасси имелись практически на всех крупных телецентрах СССР. Финский «автобус», посаженный на советскую ходовую, всегда был ярким пятном в однообразном транспортном потоке.
Но сегодня я расскажу вам про совершенно другой автомобиль в этом же самом кузове. Дело в том, что первой познакомилась cнашими дорогами вовсе не телевизионная станция. Еще в 1982 году по заказу Советского Союза Ajokki сделала автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза.
В создании машины принимали участие Минздрав, Минавтопром СССР и собственно финская фирма Ajokki. Кузов-фургон вагонного типа, был посажен на… переделанный КамАЗ-5410. Да-да, именно седельный тягач, а не длиннорамное шасси положили в основу первого КамАЗ-Ajokki. Почему было принято именно такое решение, в отчете об испытаниях не объясняется. Но сравнения полной массы и осевых нагрузок идут уже относительно КамАЗ-53212 и КамАЗ-5320.
Естественно, финнам пришлось сильно удлинить колесную базу. Врезав в раму два швеллера длиной 2,16 м, они смогли довести межосевое расстояние до 5 м, попутно заменив один кардан на два. А приварив швеллер за третьей осью, удалось получить 2-метровый задний свес.
Экипаж «Айокки» состоял из 7 человек: водитель и шесть медработников, для которых в салоне были предусмотрены кресла. Кабина отделялась от рабочей зоны перегородкой. А в салоне на определенных местах крепились анализатор, сепаратор две центрифуги и прибор для очистки воздуха.
Как и положено, финны поставили автомобиль в полной комплектности со всем необходимым оборудованием. Но так как цикл испытаний мог запросто вытрясти душу из чего угодно, на время заездов всю дорогостоящую начинку из машины вынули, а на ее место загрузили 1,43 тонны балласта в виде мешков с песком.
Удивительно, но КамАЗ-Ajokki на испытаниях показал себя если и не великолепно, то близко к этому. Машина не только с запасом уложилась в полную массу допустимую для предполагаемых носителей, но и прекрасно чувствовала себя на ходу. По всем параметрам она уложилась допустимые значения.
Автомобиль, несмотря на большую высоту, оказался весьма устойчив к опрокидыванию – статический угол поперечной устойчивости превысил 33 градуса. Предельная скорость при выполнении маневра «переставка» достигла 63 км/ч при норме 56 км/ч. А при выполнении маневра «поворот» - 54,5 км/ч при норме в 49 км/ч. Как это выглядело в реальности, прекрасно видно на фото.
Само собой, были найдены и недостатки. Так, нагрузка на шины передней оси на 35 кг превышала несущую способность покрышек ИН-145Б, а сама машина была на 60 мм шире дозволенного. Кроме того, был выявлен плохой доступ к агрегатам двигателя (насосу гидроусилителя руля, выхлопным коллекторам, фильтру грубой очистки масла), отсутствовала ручка для открывания капота и угол наклона горловины бака доставлял неудобство при заправке.
Тем не менее, после завершения лабораторно-дорожных испытаний на полигоне КамАЗ-Ajokki был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Автомобиль работал по своему прямому назначению в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата). Машина, кстати, вполне себе дожила до наших дней и прямо сейчас продается в Московской области за миллион рублей. До сих пор с родной схемой окраски, и даже таблички "AJOKKI" и "КАМАЗ V8" с кабины никуда не пропали. Так что, если кому нужна раритетная заготовка под постройку автодома - используйте момент!