Найти тему
АвтоДвиж

«Телевизионная» будка для крови – совсем не та «Магнолия»

Эти серебристые фургоны известны всем, кто интересуется автотехникой. Телепередвижки «Магнолия» на камазовском шасси имелись практически на всех крупных телецентрах СССР. Финский «автобус», посаженный на советскую ходовую, всегда был ярким пятном в однообразном транспортном потоке.

Но сегодня я расскажу вам про совершенно другой автомобиль в этом же самом кузове. Дело в том, что первой познакомилась cнашими дорогами вовсе не телевизионная станция. Еще в 1982 году по заказу Советского Союза Ajokki сделала автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза.

В создании машины принимали участие Минздрав, Минавтопром СССР и собственно финская фирма Ajokki. Кузов-фургон вагонного типа, был посажен на… переделанный КамАЗ-5410. Да-да, именно седельный тягач, а не длиннорамное шасси положили в основу первого КамАЗ-Ajokki. Почему было принято именно такое решение, в отчете об испытаниях не объясняется. Но сравнения полной массы и осевых нагрузок идут уже относительно КамАЗ-53212 и КамАЗ-5320.

Габаритные размеры КамАЗ-Ajokki - 11,322х2,56х3,51 м
Габаритные размеры КамАЗ-Ajokki - 11,322х2,56х3,51 м

Естественно, финнам пришлось сильно удлинить колесную базу. Врезав в раму два швеллера длиной 2,16 м, они смогли довести межосевое расстояние до 5 м, попутно заменив один кардан на два. А приварив швеллер за третьей осью, удалось получить 2-метровый задний свес.

Экипаж «Айокки» состоял из 7 человек: водитель и шесть медработников, для которых в салоне были предусмотрены кресла. Кабина отделялась от рабочей зоны перегородкой. А в салоне на определенных местах крепились анализатор, сепаратор две центрифуги и прибор для очистки воздуха.

Как и положено, финны поставили автомобиль в полной комплектности со всем необходимым оборудованием. Но так как цикл испытаний мог запросто вытрясти душу из чего угодно, на время заездов всю дорогостоящую начинку из машины вынули, а на ее место загрузили 1,43 тонны балласта в виде мешков с песком.

Дорожный просвет КамАЗ-Ajokki колебался от 250 мм под выхлопной трубой до 294 мм под картерами задних мостов
Дорожный просвет КамАЗ-Ajokki колебался от 250 мм под выхлопной трубой до 294 мм под картерами задних мостов

Удивительно, но КамАЗ-Ajokki на испытаниях показал себя если и не великолепно, то близко к этому. Машина не только с запасом уложилась в полную массу допустимую для предполагаемых носителей, но и прекрасно чувствовала себя на ходу. По всем параметрам она уложилась допустимые значения.

На испытаниях тормозной системы КамАЗ-Ajokki ни разу не отклонился от траектории при допуске в 8 градусов
На испытаниях тормозной системы КамАЗ-Ajokki ни разу не отклонился от траектории при допуске в 8 градусов

Автомобиль, несмотря на большую высоту, оказался весьма устойчив к опрокидыванию – статический угол поперечной устойчивости превысил 33 градуса. Предельная скорость при выполнении маневра «переставка» достигла 63 км/ч при норме 56 км/ч. А при выполнении маневра «поворот» - 54,5 км/ч при норме в 49 км/ч. Как это выглядело в реальности, прекрасно видно на фото.

Скорость начала снижения курсовой устойчивости - 48,5 км/ч
Скорость начала снижения курсовой устойчивости - 48,5 км/ч

Само собой, были найдены и недостатки. Так, нагрузка на шины передней оси на 35 кг превышала несущую способность покрышек ИН-145Б, а сама машина была на 60 мм шире дозволенного. Кроме того, был выявлен плохой доступ к агрегатам двигателя (насосу гидроусилителя руля, выхлопным коллекторам, фильтру грубой очистки масла), отсутствовала ручка для открывания капота и угол наклона горловины бака доставлял неудобство при заправке.

А колпак со второй оси левого борта, похоже, так и не нашли...
А колпак со второй оси левого борта, похоже, так и не нашли...

Тем не менее, после завершения лабораторно-дорожных испытаний на полигоне КамАЗ-Ajokki был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Автомобиль работал по своему прямому назначению в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата). Машина, кстати, вполне себе дожила до наших дней и прямо сейчас продается в Московской области за миллион рублей. До сих пор с родной схемой окраски, и даже таблички "AJOKKI" и "КАМАЗ V8" с кабины никуда не пропали. Так что, если кому нужна раритетная заготовка под постройку автодома - используйте момент!

Авто
5,66 млн интересуются