Найти в Дзене
Иван Лелеков

Когда произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Оглавление

1. Коренной перелом и как его интерпретировать

Термин «коренной перелом» закрепился в историографии Великой Отечественной с советских времен. Он обозначает качественное изменение на советско-германском фронте, которое окончательно выбило инициативу из рук Вермахта и отдало ее Красной армии. С этого момента противники поменялись местами – советские войска наступали и побеждали, а немецкие оборонялись и терпели поражения.

Г.К. Жуков во время Берлинской операции
Г.К. Жуков во время Берлинской операции

Определение того момента, когда именно произошел коренной перелом, довольно сложно и не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Традиционно считается, что рамки этого события – от Сталинградской до Курской битвы включительно. Под Сталинградом наступательные возможности германской армии были окончательно подорваны, а под Курском это положение закрепили.

Однако есть существенные возражения насчет классической версии коренного перелома в войне.

2. 1941 год – поражение, ставшее победой

Есть основания считать, что перелом начался уже 22 июня 1941 года. Несмотря на оглушительные успехи немцев, у них все больше и больше теория (директива № 21 «Барбаросса») стала расходиться с практикой – то, что реально происходило на Восточном фронте.

Если в полосе групп армий «Север» и «Центр» первоначальные планы были в целом выполнены (а местами – и перевыполнены), то на фронте группы армий «Юг» операция шла совсем не по предвоенным расчетам. Советский Юго-Западный фронт упорно оборонялся, нанося контрудары, и все никак не давал себя окружить и уничтожить. В котел под Уманью он угодил только в начале августа 1941 года (да и то не полностью – а двумя армиями).

Уничтожение же всего Юго-Западного фронта вообще состоялось только в сентябре. Причем для этого пришлось остановить наступление на Москву и развернуть на юг от Смоленска значительные силы группы армий «Юг».

Так же в августе возникла определенная проблема в продвижении группы армий «Север» на Ленинград – и для ее поддержки туда перебрасывают с московского направления 39-й моторизованный корпус.

Расчет "сорокопятки" поддерживает пехоту
Расчет "сорокопятки" поддерживает пехоту

Отставание флангов Восточного фронта от группы армий «Центр» вызвало двухмесячную пауза под Смоленском и разворот части ее сил на фланги, что затягивало войну все больше и превращало блицкриг в затяжную фазу, что в перспективе грозило усилением Красной армии и разворотом наступательных операций в противоположную сторону.

Далее замедление операций Вермахта и вовсе превратилось в невыполнение поставленных задач.

Взять Ленинград прямым штурмом не получилось (как и обойти его восточнее Ладоги для соединения с финнами). Город на Неве на долгое время стал точкой фронта, притягивающей крупную группировку Вермахта в борьбе за его захват с немецкой стороны и за его деблокаду – с советской.

Не удалось полностью захватить Крым (где остался удерживаемый советскими войсками Севастополь) и прорваться на Кавказ через Ростов, провалилось и наступление октября-ноября на Москву.

Все это привело к тому, что закончить войну до холодов не вышло, понесенные потери составили до четверти всех войск и больше, наступательные возможности Вермахта (особенно его самой грозной части - панцерваффен) были существенно надломлены. Параллельно не получилось ни уничтожить Красную армию, ни лишить Советский Союз экономической базы для продолжения войны. «Барбаросса» превращалась из легкой победы в начало конца Третьего рейха. Выиграв большинство сражений с разгромным для РККА счетом, Вермахт фактически проиграл войну.

3. Битва за Москву – первое поражение Вермахта

События лета-осени 1941 года являлись предпосылками для первого по-настоящему переломного сражения Великой Отечественной войны - Битвы за Москву.

Именно здесь немцы получили своеобразный нокдаун - чего с ними не случалось до того ни разу. Территориальный эффект наступлений Красной армии зимы 1941-1942 действительно не так велик, но гораздо важнее - моральный и физический ущерб, нанесенный немецкой армии и государству.

По итогам боев декабря 1941 – апреля 1942 года две из четырех немецких танковых армий остались танковыми только по названию - из ряда самостоятельных подвижных соединений они выбыли навсегда (а это, еще раз отмечу - основной инструмент блицкрига и маневренной войны). В их состав чаще всего входили пехотные дивизии, чем танковые, а иногда они не имели ни одного танки вообще. Многие танковые дивизии или вовсе остались без танков, или имели их наперечет. Огромны были потери в людях и прочих вооружениях (так, при отступлении часто бросали оставшуюся без тягачей и лошадей артиллерию).

Дорога отступления немцев зимой 1941-1942 годов
Дорога отступления немцев зимой 1941-1942 годов

Часть дивизий пришлось отправить на переформирование на Запад - многие из них вернулись на советско-германский фронт уже осенью 1942-го или даже следующей зимой, выбыв из борьбы на долгое время. Из-за понесенных потерь пришлось вводить сокращенные штаты пехотных дивизий (6 батальонов в среднем вместо прежних 9-ти) и танковых дивизий (часть из них по танкам осталась в однобатальонном составе). С начала же Великой Отечественной войны в целом было выбито немало опытных солдат и офицеров Вермахта, особенно – на низовом уровне. Качество немецкой армии стало значительно падать. Пока что это падение не было катастрофическим, но в дальнейшем этот процесс привел к тому, что «немец пошел не тот», и его уже можно было бить.

В мемуарах практически все немцы говорят, что перед ними той зимой постоянно маячил призрак Наполеона, и только неимоверной ценой удалось отразить наступление Красной армии. То есть, привыкшие побеждать на раз-два немцы столкнулись с "первым серьезным противником" (выражение начальника немецкого Генштаба Франца Гальдера). Который сумел не только стойко обороняться, но и перейти в крупномасштабное наступление и нанести поражение до того непобедимому Вермахту, создав для него серьезный кризис. Весь мир увидел, что немцев можно бить - моральный эффект от этого события как для Германии, так и для ее противников был огромен.

4. 1942 год – окончательный перехват инициативы Красной армией

Падение боеспособности Вермахта привело к тому, что в новом, 1942 году он не смог даже близко повторить успехи 1941 года.

Часто сравнивается лето 1942-го с летом 1941-го, и между ними ставится знак равенства, что в корне неверно. В 1941 году инициатива безраздельно принадлежала Вермахту, и именно он во многом определял место и форму сражения – где вести наступление и наносить удар.

В 1942 году Красная армия и немцы встали в более-менее равноценное положение - и та, и другая сторона разрабатывала и пыталась провести в жизнь свои собственные наступательные планы, чтобы переломить ход войны в свою пользу. То есть шла активная борьба за стратегическую инициативу с обеих сторон, а Красная армия из мальчика для битья превратилась в противника, которого не так просто одолеть. В 1941-м такое было невозможно в принципе - Красная армия только отбивала удара противника без возможности кардинально повлиять на ситуацию.

Летние бои 1942 года
Летние бои 1942 года

Масштабы немецкого наступления упали по сравнению с прошлым годом кратно - и то для осуществления наступательных планов пришлось привлекать множество союзных формирований (весьма низкой боеспособности и вооруженности современным оружием) - собственных сил Вермахта уже не хватало.

Так же поражает узость задач – теперь в Берлине уже не рассчитывали уничтожить Красную армию на поле боя, а изобрели план удара по Кавказу, чтобы лишить врага нефти. Нефтяные промыслы Баку, Грозного и ряда других месторождений давали тогда более 80% всей добываемой нефти СССР – и их захват грозил обездвижить значительную часть техники Красной армии, после чего она становилась относительно легкой добычей. То есть, от прямого военного сокрушения РККА немцы перешли к удару по экономике, который бы позволил решительно ослабить врага – и вот этого ослабленного противника уже можно было добить.

Другой характерный штрих – поставленные задачи стратегического плана в основном были провалены. Главная цель – Кавказ с его нефтью – так и не была достигнута. Сталинград, ставший в дальнейшем причиной катастрофы всего южного фланга Восточного фронта, не взяли. В 1941 году часть задач, что были в «Барбароссе», немцы все же достигли.

Если сравнивать 1942 год с 1941 и его стратегическими успехами немцев - это небо и земля. И в том, что у немцев не осталось сил для масштабных операций в стиле а-ля "1941 год" - основная заслуга контрнаступления и операций зимы 1941-1942 гг. - в ходе их проведения немцы были серьезно надломлены как боевая сила.

Сталинград
Сталинград

Так же стоит упомянуть сражения лета-осени 1942 года на северном и центральном участках советско-германского фронта. Часто упор делается на южном секторе (Кавказ и Сталинград), но севернее происходили не менее важные события, ярко иллюстрирующие суть боев 1942 года.

В повествовании о событиях этого периода под Москвой и Ленинградом акцент в основном делается на неудачных для Красной армии наступлениях, часто заканчивавшихся позиционными мясорубками. Однако, наступательные планы ограниченного (относительного операции «Блау») масштаба у немцев присутствовали и здесь – так, на севере они планировали взять Ленинград, чтобы освободить занятые на его блокаде войска и использовать их на других участках фронта. На московском направлении группа армий «Центр» должна была срезать возникшие по итогам зимы 1941-1942 годов выступы фронта, врезавшиеся в немецкую оборону. Самые крупные из них – это Торопецкий и Сухиничский, подпиравшие немецкий Ржевский выступ с запада и востока. Однако все эти планы так и остались планами – из-за наступательных действий Красной армии войскам Вермахта приходилось не в наступление идти, а отражать вражеские удары. Те же наступления, которые пытались проводить (например, «Смерч»), заканчивались аналогичными позиционными боями без значительных изменений линии фронта.

Одним словом, если в 1941 году Красная армия могла только реагировать на наступление немецких войск, то в 1942 году она включилась в активную борьбу за стратегическую инициативу, пытаясь осуществить собственные наступательные планы. Добиться перелома в войне тогда не удалось, но в итоге эти битвы привели к зиме 1942-1943 годов, ставшей могилой для наступательных возможностей Вермахта. И свою немалую лепту в ослабление врага они внесли.

5. Сталинград и разворот колеса войны

Завершает коренной перелом в Великой Отечественной войне, безусловно, Сталинград. После него все операции немцев - это попытки стабилизировать фронт и сдержать наступление врага, не более того.

В этом сражении немцам был нанесен колоссальный урон - вместе с союзниками они потеряли 1,5 млн. человек, что запросто крыло все их предыдущие потери (весь 1941 год - это что-то около миллиона человек). Де-факто Вермахт отбросили на те позиции, что он занимал до начала наступления "Блау". То есть, вся кампания лета-осени 1942 года пошла насмарку.

Одна из фотографий, символизирующая окончание Сталинградской битвы
Одна из фотографий, символизирующая окончание Сталинградской битвы

В Сталинграде произошло то, чего ранее не было – окружение и уничтожение крупной группировки в несколько сотен тысяч человек с последующим серьезным откатом фронта на запад. По глубине продвижения Красная армия заняла гораздо больше территорий, чем в предыдущую зиму.

Самое же главное - после зимы 1942-1943 гг. Вермахт "выдохся" окончательно, потеряв способность на крупные наступательные операции стратегических масштабов. А Красная армия получила возможность проводить глубокие операции на окружение и выиграть войну в целом - до того еще были сомнения, кто же в итоге победит. Немецкая армия, «кошмарившая» в 1939-1942 годах всю Европу, потеряла столько опытных и подготовленных солдат, что уже не могла вести наступление – даже несмотря на то, что количество людей, оружия и техники в ней значительно увеличилось и росло вплоть до лета 1944 года.

Курская битва, которую часто присовокупляют как завершающее коренной перелом сражение, на самом деле на стратегическую инициативу влияла мало. К лету 1943 года Вермахт окончательно утратил возможность проводить крупные наступательные операции, способные повлиять на ход войны.

Сама операция «Цитадель» - это не попытка перехватить стратегическую инициативу и вести крупномасштабные наступления, а больше – акт отчаяния. Эрих Манштейн в своих мемуарах признавался, что наступление на Курск проводилось чисто из оборонительных соображений – нанести Красной армии максимальные потери и ослабить ее наступательный потенциал, чтобы выиграть время для обороны. Никакой претензии на то, чтобы перехватить стратегическую инициативу и выиграть войну путем разгрома РККА даже близко не было.

О том, кто летом 1943 года владел стратегической инициативой, говорит тот факт, что Красная армия сознательно отдала право первого удара Вермахту – хотя у нее был выбор и наступать первой, а не ждать удара. Собственно говоря, в советском военном руководстве тогда шли острые дискуссии – атаковать первыми или держать оборону и потом переходить в контрнаступление. В частности, за удар первыми выступал командующий Воронежским фронтом Н.Ф. Ватутин.

6. Итог

Представляется логичным, что в такой масштабной войне, как Великая Отечественная (и шире – Вторая мировая), нет какого-то одного сражения, которое можно назвать переломным - перелом достигался цепочкой подобных боев и операций, разнесенных в пространстве и времени. Одно сражение просто не могло дать нужного эффекта – требовалось несколько операций и кампаний для переворачивания хода войны в противоположную сторону.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что коренной перелом в Великой Отечественной не происходил быстро и мгновенно и не был связан с каким-то одним сражением. Перелом длился почти два года, и добиваться его приходилось в труднейшей и ожесточенной борьбе в целом ряде сражений и кампаний разного масштаба, растянутых на довольно большом временном промежутке – с лета 1941-го до весны 1943 года.

Советские войска на пути к маю 1945-го
Советские войска на пути к маю 1945-го

Именно в этих временных рамках удалось сначала замедлить продвижение врага и сломать его планы. Потом – остановить его наступление, сорвать план «Барбаросса» и получить шанс на ведение собственной наступательной стратегии. После чего – в ходе операций с декабря 1941 по март 1943 года окончательно вырвать инициативу из рук немцев, чтобы больше никогда ее не терять.


Кому небезынтересно мое творчество – просьба подписаться, лайкнуть, репостнуть, поддержать рублем. Это ускорит выход в свет новых публикаций. Ну и просто будет приятно – не зря стараемся.

Для поддержки на регулярной основе – https://vk.com/donut/mir_history

Для разовой помощи – https://vk.me/moneysend/ivan_lelekov

Подписывайтесь на группу «Вконтакте» (мой основной ресурс) https://vk.com/mir_history

Так же читайте другие мои статьи и исследования - https://dzen.ru/myr_history

Спасибо всем за помощь и поддержку, это очень важно для дальнейшей работы над новыми статьями.