Найти тему

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

А если говорить о важности речи в жизни, то она не менее важна. В наше время развитие речи становится все более актуальным. Речь – один из наиболее сильных стимулов и факторов развития ребенка.

В последние годы в нашей стране наметилась тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Эти отклонения связаны в первую очередь с неблагоприятной внешней средой.

Ученые доказали, что за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Речь ребенка, как известно, не может формироваться изолированно.

Речь – это, прежде всего, средство общения. Развитие речи у ребенка связано с формированием личности в целом. Ясность и точность мышления зависят от богатства словарного запаса.

Далее, если мы обратимся к истории развития речи общества, то увидим, что сначала были жесты как средство общения. И в дальнейшем их сопровождали громкие крики, а также возгласы. И понадобились тысячелетия, прежде чем появилась, а затем и развилась речь словесная, которая сегодня нам известна. Как и прежде, речь сочеталась со знаками препинания и с жестикуляцией. Совершенствование движений рук продолжалось, и они развивались дальше, ведя за собой развитие речи.

У ребенка примерно такой же ход развития речи. Сначала развивается движение кистей рук, затем появляются артикуляции слогов; все дальнейшее совершенствование речевых реакций происходит в прямой зависимости от степени тренировки движений кистей рук.

Сегодня, в век высоких технологий, мы можем наблюдать такую закономерность – «пальцы позволяют говорить». А это не просто известное выражение. Иногда человек, который не может подобрать нужных слов, затрудняется в объяснении и помощи себе жестами. При этом ребенок, который увлеченно рисует и пишет, невольно вынимает язык.

Исследователи разных стран установили, а практикой подтверждено, что развитие речи находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. А если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то можно понять, что речевая область находится в непосредственной близости от двигательной области, которая является ее частью. Пространство между кистью и речевой зоной занимает треть площади двигательной проекции руки (около трети всей площади).

Так как тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором, который стимулирует речевое развитие ребёнка, то она является одним из важнейших факторов, которые способствуют улучшению артикуляционных движений и подготовке кисти руки к письму, а также способствует развитию мышления ребёнка.

Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики позволяет ему логически мыслить, у него хорошо развита зрительная память, внимание и связная речь.

Многие исследователи изучали взаимосвязь мелкой моторики рук и уровня сформированности речи. Восточные врачи выяснили, что массаж большого пальца повышает функциональность головного мозга. Эти данные подтверждаются исследованиями отечественных физиологов, которые показали, что развитие рук связано с развитием мозга. Исследования, проведенные В. М. Бехтеревым показали, что манипуляции рук влияют на функцию речи высшей нервной деятельности. Руки помогают убрать напряжение не только с рук, а также с губ, снимают умственную усталость. Они улучшают произношение многих звуков, развивают речь. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.) Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; пластилинография; игры моталочки; игры со счетными палочками; ниткография; вырезальный тренажер; рисование пальчиками, ладонью; игры с предметами домашнего обихода