Всем привет!
Хочу сегодня поделиться своими наблюдениями относительно турецкого сервиса. Это ситуации, с которыми я лично сталкивалась, либо была их непосредственным свидетелем. Может получится немного пролить свет на извечное: "Да что ты нашла в этой Турции? Чем тебе наш юг плох?"
Про хвалёный турецкий сервис наслышаны многие. И те, кто хоть раз отдыхал в этой солнечной стране, наверняка с ним сталкивались. Хоть краешком 😊
К примеру, заходит турист в магазин рядом со своим отелем. Допустим, сувениров да лукумов разноцветных родственникам-коллегам купить. А ему с порога мало того, что и "Здравствуйте!", и "Добро пожаловать!", так ещё и чаю стаканчик нальют (с сахаром!). И вьются вокруг него как вокруг самого дорогого гостя. Ну приятно же, согласитесь! 😉
Но где-то внутри гложет червячок, что это всё лишь для того, чтобы ты купил что-нибудь в этом магазинчике, желательно побольше, да желательно не торгуясь. 😉Ради денежек всё наших кровных. Нет, не тот это случай. Не про сервис это, а про торговлю восточную.
Или вот пример. Проголодались вы, гуляя по улочкам заморским, захотелось отобедать. А из заведения с аппетитными мясными запахами тебя прям зазывают, да к лучшему столику провожают, на подушки мягкие усаживают. Ну, у нас так тоже могут. Иногда в шашлычных тоже "Заходи, дарагой!" услышишь.
А вот подадут ли у нас в шашлычных закуски бесплатно? 2-3 плошечки под лаваш свежий? Да плюс салатик овощной, а в конце трапезы чай свежий (опять-таки с сахаром!)? Мне ни разу такие аттракционы невиданной щедрости не попадались. Ни на юге, ни в расплодившихся по городу чайханах... А в Турции, хоть в Аланье, хоть в нашем посёлке Авсаллар, такие ситуации - норма.
Даже если я заказываю пиде (это выпечка с разными начинками, типа пиццы, но в форме длинной лодочки) на вынос, чтобы поесть дома, мне в пакет обязательно кладут контейнер со свежим салатом и половинкой лимона. Сверх заказа. "Вот это сервис!" - можно радостно воскликнуть. Но, пожалуй, это скорее про гостеприимство. Про репутацию заведения. Хотя приятно, конечно, что тут говорить 😊
А вот теперь про сервис.
- Очень хочется купить арбуз на базаре. Целый. Продают и половинки, и четвертинки, но вот захотелось прям целый! И чтоб ложкой его есть 😁
А он тяжёлый... С трудом представляю, как его дотащить до дома (даже с помощью тележки на колёсиках). Потому что, помимо арбуза уже закуплены овощи-фрукты на неделю. И свободные руки уже как-то заканчиваются. Говоришь продавцам:
- Ребят, а можете арбуз домой мне привезти?
Вообще не проблема! 😎 Адрес пишут маркером прям на арбузе. И пока ты спокойно продолжаешь делать покупки, 1 из продавцов везёт твой арбуз на мопеде тебе домой. Если дома никого нет, ты ещё не успел вернуться, то арбуз аккуратно кладётся на коврик перед дверью и спокойно ждёт тебя 😊 И ни куруша сверху за доставку никто не берёт!
- Купили микроволновку. Говорим:
- У вас есть доставка, можете домой нам её привезти?
- Конечно, не проблема. Через сколько?
А мы не собирались тут же домой идти, хотели ещё в пару магазинов зайти.
- Часа через полтора привезите, пожалуйста, - говорим.
И что-то загулялись по магазинам, упустили время. Звонят нам по телефону, говорят печку привезли. Мы запаниковали немного, затрепыхались, до дома минут 20, даже если бежать - точно не вариант. Доставщик сам предложил:
- Могу я её оставить у секьюрити?"
Мы прям выдохнули: "Конечно, вот спасибо!"
Спокойно дошли до дома, микроволновка ждала нас в помещении охраны, забрали и никаких проблем 😊
- Или вот ещё ситуация была. В прошлом ещё году, как-то мощно мы с супругом затарились в хозяйственном магазине местном.
Этажерку для обуви купили, средства для стирки, коврики для ванны, полочки-коробочки какие-то, в общем тележка магазинная была с верхом. Как в первые дни работы Ашана в России 😁
Кассир всё пробивает, второй сотрудник магазина упаковывает покупки по большим пакетам (хотя опять-таки, я могла бы и сама это сделать!) и ставит в другую тележку. Расплачиваемся. Кассир окидывает взглядом наши покупки и спрашивает:
- Вы на машине?
- Нет, - говорим, - мы пешком. Но вы не переживайте, у нас есть рюкзак 😋
Кассир зовёт кого-то из подсобки. Выходит дедуля, который вполне мог бы быть его отцом. Кассир даёт ему из кармана ключи от машины и говорит, что нас надо довезти до дома.
Мы не успеваем отговорить их от этой затеи, как дедуля уже подхватил нашу тележку и бодренько покатил её к минивэну, стоящему у магазина. Загрузил, привёз нас в комплекс, прям к подъезду, всё выгрузил и не менее бодренько донёс до лифта! Нашей благодарности не было границ, и с нас опять не взяли ни куруша!
Эти всё очень приятно, но всё-таки мелочи.
- Следующая история. Понадобилось нам с супругом закупиться новыми постельными принадлежностями.
Нужны были 2 подушки (разные, причём!), большое зимнее одеяло, наматрасник, пара комплектов постельного белья и самое главное - тонкий матрасик, примерно 5-7 см, который кладётся поверх имеющегося матраса (даже не спрашивайте зачем...🙄)
В Авсалларе есть соответствующие магазины, но как-то не получалось, чтобы всё, что нам нужно, было в наличии в одном месте. Всё время чего-то не хватало, пасьянс не сходился. И главный затык был именно с этим тонким матрасиком. Топпер называется. Редкость это, оказывается. Как-то не пользуется он тут спросом. Думали уже на заказ пошить, но был бы он только 4 см толщиной, а хотелось чуть потолще...
И вот в одном из магазинов, его хозяин показывает сайт производителя постельных принадлежностей, которыми он торгует. Существует матрасик, какой я хочу! Толщина - 7 см, с памятью формы - то, что надо! Но в наличии в магазине его нет. 😟 Говорит, можно послезавтра поехать с ним на машине в Анталью на фабрику и там купить сразу всё, что нам нужно. О как! Конечно, мы согласились 😊
Фабричный магазин оказался даже не в Анталье (это я так не правильно поняла), а намного ближе к нам. Выглядит как большой мебельный центр. И покупателей - никого! Всё как я люблю 😋
Выбрали всё, что хотели (даже больше, чем хотели, трудно было остановиться...). И одеяла, и подушки нам приносили потрогать, всё можно было покрутить в руках, пощупать так сказать 😊 А матрасика тут опять нет! Точнее есть, но не нашего размера. А нашего, говорят, есть в таком же магазине, но в Аланье. Да что ж такое?! Опять в дорогу...
В общем, взяли всё, кроме топпера, а за ним хозяин авсалларского магазина повёз нас в Аланью. Снова в обратную сторону, километров 50 наверное.
Привёз, матрас нам благополучно вынесли, и поехали мы с этими всеми тюками обратно в Авсаллар, рассчитываться. Тут уж без длительного процесса торговли обойтись не удалось (ух, как я не люблю торговаться! Да и не умею...)
В общем, сначала он нам цену поездки выставил 500 лир, типа "за бензин". Ну да, мы заезжали на заправку в начале поездки, чек он предъявил (на 600 лир заправился). В результате торговли, эту цену он вычеркнул и ещё примерно столько же мы сторговали.
После окончания расчётов мы вместе с покупками были доставлены домой, также на машине, и все мешки хозяин магазина занёс непосредственно в квартиру, сам! 🙄 Поскольку матрасик оказался довольно тяжёлым, они его вместе с моим мужем вдвоём на кровать водружали. Перед этим помыв руки, чтобы не испачкать наш новый матрас!
Итого: из Авсаллара мы выехали в 10-30, обратно с покупками приехали в 16-30. Весь день нас возили туда-сюда на машине, сумки с покупками мы даже в руки не брали. (Про то, что нас трижды поили чаем со сладостями, а в дороге кормили только что купленными бананами- я даже не буду упоминать😊)
Да, мы совершили крупную покупку (9 предметов). Все предметы оказались очень высокого качества, как нас и уверяли, тут вообще без претензий. Всеми покупками мы очень довольны, особенно многострадальным топпером😄
Да, нас наверняка обсчитали, особых иллюзий я тут не питаю 😉 Хотя все цены были взяты с официального сайта производителя с 50% скидкой (была распродажа как раз...) Но когда я посчитала, во сколько эти же покупки нам обошлись бы в России, сумма получилась побольше, чем мы заплатили. И я не могу себе представить, чтобы дома нас кто-то вот так возил весь день по магазинам (кроме отца родного, как говорится...) и сумки за нас таскал. У нас доставка-то вечно платная, что тут говорить...
Так что, в целом, нам обеспечили максимальный комфорт и предоставили хороший сервис для совершения этих покупок 😎
А теперь финальная история про турецкий сервис.
- Я с детства терпеть не могу мыть посуду! Вот даже одну тарелку вымыть для меня непосильная тягота... Я лучше весь день убираться буду, чем пару чашек вымою.
Как же я всегда хотела посудомоечную машину! Но в наши пяти-восьми-метровые кухни её категорически некуда впихнуть... 😥
В прошлом году, живя в "самом лучшем" комплексе Авсаллара мы имели счастье попользоваться этим чудом техники. Класс! "Вкалывают роботы, а не человек!" 😁 Посуда моется, а ты на море в это время - красота!
И хоть в Турции кухни больше наших, но так получилось, что жилой комплекс, в котором мы теперь живём, посудомойками не оборудован 😪 Вот куча плюсов есть, а такой мелочи нет. Не предусмотрено.
Но мы придумали, как выйти из этой ситуации: решили поставить посудомойку вместо духовки 😁 Зачем нам на двоих большая встроенная духовка? Баранью ногу мы вряд ли когда будем запекать. А ради курочки или десятка пирожков раскочегаривать такую громадину жалко (а при нынешних ценах на электричество ещё и дороговато...). Решили обойтись мини-духовкой, что на столешницу поставить можно.
Гениальный план созрел, осталось найти исполнителя 😉
Посудомойку решили покупать в фирменном магазине Беко, тут же в Авсалларе, чтобы далеко не ездить. Выбрали модель и начали пытать продавца на тему, а смогут ли они нам её поставить вместо духовки. Парень говорит по-русски, но не на уровне Пушкина, некоторое недопонимание иногда проскакивает.
Да, говорит, мы делаем установку, не проблема. А мы ему показываем фото нашей духовки и говорим, что её нужно убрать, а на это место посудомойку воткнуть🙂Так можно сделать?
Тут парень задумался... Позвал коллег. И начался эмоциональный гвалт с маханием руками, цоканьем языком и закатыванием глаз. Ну, думаю, сейчас пошлют нас с моими фантазиями далеко и надолго...
Ан нет. Замолкли продавцы Беко, а русскоговорящий парень спрашивает адрес, где это всё нужно делать. Мы объяснили (а это действительно не очень далеко от магазина). Сейчас, говорит, туда можно поехать? Да не вопрос, можно конечно.
Сели с ним в их фирменный грузовичок и поехали к нам. Парень этот сам открутил и вытащил духовку из кухонного гарнитура. Залез туда сам весь, измерил получившееся пространство рулеткой. И говорит, что поскольку тут никогда не было посудомойки, то потребуется её подключать к воде. Нужно будет купить какие-то детали для водопровода (я в этом ничего не понимаю, поэтому без подробностей). И ещё нужен мастер по мебели. У вас, говорит, есть такой мастер? Нет у нас мебельного мастера, откуда...
Но он нас успокоил, сказал, что найдут мастера, не проблема. Поехали обратно к ним в магазин. Он коллегам рассказал, чего там намерил. И выяснилось, что нам нужна другая модель машинки, на 200 лир подороже, т.к. та, что понравилась нам, не войдёт по высоте. Хорошо, другая так другая. Но главное - сделать можно? Можно, говорят. Ну и супер! Нам ещё мини-духовочку вон ту заверните и телевизор заодно 😉
Не вопрос, завернули с радостью (ещё бы!), рассчитались мы и пошли обратно домой, ждать доставку.
Только дошли, ещё разуться не успели и Беко приехали. Привезли покупки наши и сразу взялись за установку.
Приехали аж 5 человек! Среди них сантехник, который сделал подводку к водопроводу. Мебельный мастер, который переделал кухонный гарнитур, чтобы посудомойка встала туда, где её никогда не было. Двое парней крепили на стенку кронштейн для телевизора. А пятый, "наш" русскоговорящий продавец участвовал в установке машинки вместе с плотником и водопроводчиком.
Машинка встала как родная! Как будто так всегда и было👍 Даже нижний плинтус кухонного гарнитура удалось сохранить.
Телевизор не только повесили на кронштейн, но ещё и настроили русские каналы!
В машинку залили специальный гель и запустили очищающую программу. Сами! Рассказали как правильно пользоваться, показали куда что сыпать и что куда лить. Всё сами сделали и даже мусор подмели! Бери и пользуйся!
Ещё подарили жаропрочное круглое блюдо для новой мини-духовки. Мелочь, а приятно 😊
Дополнительно мы оплатили только стоимость запчастей, которые они же сами купили (опять-таки не мы по магазинам бегали) и работу мебельщика с водопроводчиком. Всё вместе что-то около 150 лир, совсем не значительная сумма.
После такого опыта само напрашивается: вот это сервис!
Впоследствии мы не раз убеждались, что при покупке в магазине мебели, да и любых других крупных предметов - доставка, подъём на любой (!) этаж, сборка, установка и подключение входят в стоимость покупки.
А у нас? Доставка техники - от 500 до 2000 рублей (в зависимости от жадности магазина). Причём не в тот же день, как правило, а "вам позвонят". Доставка только до подъезда. Нужно поднять на этаж? Оплачивай от 100 до 300 рублей за каждый этаж (так было пару лет назад, сейчас, возможно, цены изменились)! А у меня у родителей 9й этаж. Даже при наличии лифта всегда берут за подъём как по лестнице. Сборка мебели плюс ещё 10 процентов от её стоимости. Да ещё через пару дней, а не сразу. Таким образом, покупка может растянуться на неделю.
Всё-таки турецкий сервис подкупает своим удобством 😺 Без волокиты и лишних трудностей, ну приятно же! И ещё очень приятно слышать "Не проблема. Это можно. Это не проблема". Волшебные слова 😊
Надеюсь, я хоть немного пролила свет на то, что же представляет из себя "турецкий сервис". По крайней мере, мы знакомы именно с таким 😎
Если Вам встречался подобный уровень не в Турции, а в России, расскажите, пожалуйста, в комментариях, будет приятно узнать ✌
Спасибо всем дочитавшим и нажавшим "палец вверх", скоро продолжу!