Найти тему

Почему Салленберг всё-таки смог посадить самолёт на Гудзон?

596 прочитали

Каким-то чудом Салленбергер сумел посадить на поверхность реки Гудзон самолет с отказавшими двигателями —и спасти жизни всех 155 человек, находившихся на борту.

Да, это необыкновенный подвиг, но следует отметить, что за многие годы удалось сходным образом предотвратить множество серьезных авиакатастроф, и зачастую у этих случаев имелась одна общая черта: в управлении воздушным судном участвовала команда весьма опытных пилотов. Их коллеги единодушно утверждали, что хорошая подготовка и большой опыт позволили этим летчикам правильно отреагировать на экстремальные ситуации, в которых оказались их самолеты. Вероятно, так и есть. Однако нужно отметить, что эти пилоты принадлежали к категории людей старшего возраста и в ходе многих тестов на сноровку или на быстроту реакции наверняка показали бы результаты хуже, чем их более молодые коллеги. Во многих случаях пилоты, спасшие жизни множества людей, приближались к 60-летнему рубежу, а ведь до 2007 года американское законодательство предписывало, чтобы по достижении шестидесяти лет летчики гражданской авиации уходили на пенсию.

Вышеописанную историю теперь именуют «Гудзонским чудом». Однако чудо случилось не только благодаря стремительной реакции первого и второго пилотов на редкое, почти невероятное событие. Капитан Салленбергер сохранял спокойствие, он знал, что время поджимает, а ведь ему требовалось придумать и рассмотреть несколько возможных вариантов развития событий. Самолет с отказавшими двигателями недотянул бы ни до одного из ближайших аэропортов, поэтому посадка на реку являлась оптимальным решением.

Но несмотря на свой многолетний опыт, он никогда не сажал самолет на поверхность воды. Ему пришлось положиться на свое понимание некоторых авиационных принципов и на свои творческие способности. В сочетании это и позволило совершить необычайный подвиг, который многим кажется настоящим чудом.

Решение о приводнении на Гудзон было принято через две с половиной минуты после вполне обычного взлета и всего через минуту после того, как двигатели отказали из-за столкновения с птицами, так что самолет остался без тяги. За этот краткий период Салленбергеру и его второму пилоту Скайлзу пришлось быстро спланировать приводнение и подготовиться к нему. Вскоре после этого события Салленбергер заметил в беседе с телеведущей Кэти Курик: «Можно посмотреть на дело так: сорок два года я регулярно вносил небольшие вклады в этот банк опыта, образования и подготовки. И к пятнадцатому января баланс оказался достаточно большим, чтобы я мог снять очень значительную сумму». Журналистка спросила, какие мысли проносились тогда у него в голове. Пилот ответил: «Я мгновенно понял: в отличие от всех моих других рейсов за эти сорок два года, тут вряд ли удастся в целости и сохранности посадить самолет на полосу».

Согласно одной из теорий, Салленбергеру могло хватить времени на то, чтобы благополучно вернуться в аэропорт, но ему следовало принять это решение незамедлительно, даже не задумываясь о каких-либо иных вариантах. Это предполагало бы следование более рутинному и привычному ходу мыслей: в конце концов, такие самолеты предназначены для посадки в аэропорту, а не для приводнения на поверхность реки. Но попытка сесть в аэропорту могла бы закончиться катастрофическим падением самолета в густонаселенном районе огромного мегаполиса. Эта полная драматизма теория о том, что могло бы случиться (возвращение в аэропорт с отказавшими двигателями — или огненная вспышка и падение в городе), была проиллюстрирована в фильме «Чудо на Гудзоне» (2016), снятом Клинтом Иствудом. Интересно отметить: вероятно, никто не усомнился в разумности плана вернуться в аэропорт, если бы этот план увенчался успехом. Ведь именно таких действий, по-видимому, следовало бы ожидать от пилота, выполняющего привычный набор операций.

Но обстоятельства сложились весьма необычные, поскольку столкновение со стаей птиц вывело из строя ВСЕ двигатели. Салленбергер смог объединить принятие сложного, многокомпонентного решения (следовало учесть два возможных исхода, чреватых чудовищными последствиями) и применение выдающихся творческих способностей. Все это в совокупности дало потрясающий результат — при том, что у обоих пилотов не было опыта приводнения.

У Салленбергера и Скайлза даже не было времени на то, чтобы заранее пройтись по всему списку операций, которые необходимо произвести при экстренной посадке на воду. К примеру, они так и не нажали кнопку специального блокирующего устройства, перекрывающего вентиляционные и другие отверстия самолета, чтобы в них не попала вода. Поэтому самолет стал быстро заполняться водой — тем более что при посадке возникла пробоина возле хвоста.

Таким образом, в данном случае мудрость вовсе не обязательно связана с точным знанием протокола приводнения и умения вспомнить все эти подробности в напряженной ситуации: речь скорее идет о том, чтобы выполнить самые важные операции, а затем импровизировать в буквальном смысле «на лету».

Отрывок из книги А.Д. Кастела "С возрастом только лучше. Технологии успешного старения":

https://www.wildberries.ru/catalog/26006069/detail.aspx?targetUrl=BP

Каким-то чудом Салленбергер сумел посадить на поверхность реки Гудзон самолет с отказавшими двигателями —и спасти жизни всех 155 человек, находившихся на борту.