Созданные членами Союза художников СССР в 1970-1980-е годы и когда-то экспонировавшиеся на знаменитых всесоюзных выставках в Москве, но совершенно неизвестные современным зрителям, они наконец-то смогут встретиться с ныне живущими, с теми, кто не хочет и не может забыть самую страшную и кровопролитную войну XX века.
Тема Великой Отечественной войны, тема героической борьбы и страданий нашего народа на фронте, в тылу и на оккупированных территориях, тема Победы над врагом нашли отражение в творчестве 34 советских художников, живших в союзных республиках - Латвии и Литве, Эстонии и Белоруссии, Украине и России, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане.
Когда-то их объединила Память обо всем пережитом в те грозные годы, размышления о горе и страданиях, принесенных на нашу землю апологетами национал-социализма и фашизма, сочувствие и сопереживание тем, кто прошел через великие испытания, преодолел боль и страх, голод и тяжкий труд, но не был сломлен и не склонил головы перед врагом.
Иван Семенович Старушкин, родившейся в селе Благодарном Семипалатинской области Казахской АССР, окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, работал в мастерских Художественного фонда в Красноярске, занимался художественным оформлением помещений предприятий и организаций, резьбой по дереву. К станковой графике он обратился лишь в последние годы жизни, после переезда в Абакан.
За серию работ «Письма без ответа» И.С. Старушкин в 1987 году получил Диплом Всесоюзной выставки станковой графики. Тогда же им были начаты еще четыре цикла - «Тыловое детство», «Вопросы без ответа», «Такая история» и «Великие музыканты».
Непреходящая боль, охватившая когда-то восьмилетнего мальчика, получившего известие о смерти отца, воплотилась в удивительную графическую серию «Письма без ответа». В ней воспоминания о рано закончившемся детстве, тоска по ушедшему на фронт отцу и несбывшаяся надежда на его возвращение.
Объединяет все листы серии черный «траурный» фон и изображение постепенно сгорающего старого письма, обуглившиеся края которого, скручиваясь, открывают нам своих героев.
На первом из них – женщина с мальчиком глядящие вслед тому, кто уходит от них все дальше и дальше. Как оказалось, уходит, чтобы никогда не вернуться. Но, они еще не знают об этом и поэтому продолжают глядеть вслед уходящему с Надеждой на встречу после войны.
На этом «письме» можно прочитать лишь имя и отчество получателя, даже фамилия уже почти не различима, уничтоженная пламенем. Но, есть подробный адрес отправителей, благодаря чему мы и узнаем, что маму будущего художника звали Матреной Прохоровной и жили они в селе Благодарное Москанчинского района Семипалатинской области Казахской ССР. Сколько же писем было тогда отправлено из села Благодарное? Писем, на которые они так и не получили ответа.
Если большинство произведений серии связаны с художником и его семьей, то во втором сюжете наиболее ярко отражено его сочувствие и сострадание к тем, кто также, как и он, потерял кого-то навсегда. А таких за годы войны мальчик, чье детство, закончилось 22 июня 1941, увидел немало.
Во втором сюжете наполовину сгоревший «пустой» разлинованный лист с обугленным краем также приоткрывает нам свою героиню - молодую обнаженную женщину, упавшую на колени у стены со свадебной фотографией, где она и ее любимый еще вместе.
Вскинутые в отчаянии руки, царапая стену комнаты, пытаются дотянуться до висящей на стене рамки, украшенной полотенцем и этим напоминающей икону в «красном углу». Возможно, что именно в этот момент она и зовет его: Максимушка-а-а, пытаясь докричаться сквозь тьму небытия.
Вновь черный «траурный» фон и изображение постепенно сгорающего старого письма, обуглившиеся края которого, скручиваясь, открывают нам героя третьего сюжета – истощенного обнаженного мальчика, обращающегося к своему отцу-воину, чье лицо он видит среди клубов дыма и языков пламени.
Сохранившиеся строки обгоревшего письма доносят до нас его мольбу: это не люди … убивай этих … нельзя жалеть … разрушенных жилищ … калек … вернулся контуженный … ждем … все глаза … каждый день … возвращайся… кланяемся … из села Благодарное.
Героем четвертого сюжета художника стал худенький босоногий мальчик, одетый в домотканые штаны и рубаху, собирающий случайно выросшие среди трав колоски. В нем воспоминания о непосильном труде в колхозе, а он и не мог быть другим для маленького мальчика, непреходящем чувстве голода и жизнь в постоянном ожидании вестей.
И непритязательный рассказ об этой жизни в уцелевших строках «сгорающего письма»: «хлеб убрали … колоска не осталось … слава богу управились … с налогом ращитались не переживай … лен удался наткем полотна … одеть ребят … перезимуем».
А в начале: «кланяется тебе дорогой наш Семен Федотович твоя жена… и сыны … сообщаем, что мы живы … желаем быть здоровым … не ранила тебя… скорее прогнать немец… с нашей земли».
продолжение следует..