Найти в Дзене

Что развивает инициативность ребенка?

#ЭкспертноеМнение

Татьяна Юстус, член ассоциации «Наше детство», эксперт сообщества «Университет детства», заведующая Красноярской университетской гимназии №1 «Универс» о детской самостоятельности и инициативности:

Первая составляющая, связанная с инициативностью, - полноценное развитие игры. Развивать свободную игру, не заданную взрослым человеком можно одинаково хорошо и в саду, и дома. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя автором игры. За инициативностью стоит воображение. Для развития воображения надо поддерживать естественное любопытство. В хорошем детском саду воображение развивают игрушки: это не готовые, мастерски связанные крючком пельмешки, а всевозможные кубики, цилиндрики, камушки, палочки, – всё, что может превращаться во что угодно, так называемый, полифункциональный материал.

Если воспитатель поддерживает интерес к игре, то дети втягиваются, занимаются по несколько часов и активно воображают. В игре формируется умение выстраивать отношения со сверстниками, договариваться. Порой, в обычной жизни ребенку сложно выразить свои эмоции и чувства, но в игре это получается. Так, например, можно превратиться в дракона и выразить свою злость – ведь понарошку совсем другая жизнь, в «понарошечном» мире можно решить множество задач, которые не решаются в реальности. В игре все равны, развивается креативность, способность сотрудничать и действовать в изменяющихся обстоятельствах, не бояться проявлять себя.

Конечно, речь не о любой игре, а прежде всего о сюжетно-ролевой игре в ее развитых формах, в «придумывании» которой непосредственно участвуют дети. В такой игре есть правила, согласованные и принятые всеми участниками, есть роли и сюжет, развивающийся, возможно, при поддержке взрослого (воспитателя), но обязательно при вовлечении самих детей.

Вторая составляющая - продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация. Здесь также важно поддерживать инициативу ребенка – после обсуждения событий, природных явлений надо дать возможность выразить это в своем творчестве так, как они их увидели и восприняли. И когда педагог поощряет, радуется, удивляется результату, не пытаясь исправить или переделать по установленному образцу, ребенок понимает, что его авторство уважают и признают ценным.

Когда детское произведение оценивается по образцу в негативном контексте, например: «Это неправильный кораблик, сейчас поправим», или «Где ты видел фиолетовые деревья?», или «Как прекрасно ты нарисовал, но если бы дерево было зеленым, то было бы совсем похоже», - дети понимают, что не дотягивают до стандарта, что вызывает тревожность и не развивает инициативность детей.