Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это гордость за свой народ, любовь к родным местам, ощущение неразрывных связей с окружающими, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Где зарождается чувство патриотизма? В семье. Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. Маленький ребёнок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом.
Именно в семье у дошкольника формируются социальные и нравственные качества, чувства любви к родным и близким. Именно в этом возрасте учится относиться с заботой, сочувствием, ощущает сопричастность к этой маленькой, но такой важной общности.
В семье ребёнок познаёт быт и обычаи, которые передаются от предков (бабушек, дедушек, мам и пап) и становятся традициями. Макеты помогают получить представление о жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живёшь. Любовь к родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства: детский сад, своя улица, свой посёлок, к тому, что знакомо и понятно.
Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства знакомим дошкольников с родным посёлком, Кемеровской областью, достопримечательностями, красотой родного края. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив детей с природными богатствами, растительным и животным миром региона.
Нами создаются макеты, альбомы, подобран иллюстративный материал на темы: Моя малая родина – Яя, Кемерово – столица Кузбасса, Кузнецкий Алатау, Знаменитые памятники Кузбасса, Томская писаница
Рассматривая альбомы, играя в игры, дети закрепляют и расширяют знания о родном посёлке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, зданиях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.
Кузбасс - край богатый. Богаты его недра, леса, поля…. Но главное богатство - люди. Люди талантливые, умные, инициативные. Те, кто посвящает свою жизнь родному краю, развивается вместе с ним и делает всё, чтобы Кузбасс стал образцом для всех остальных регионов России.
Шахтёры, сталевары, работники сельского хозяйства, учителя, врачи… Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются тематическая ширма «Профессии наших родителей», Лепбук «Город мастеров», «Профессия «Швея», «Кто наботает в поле, кто на ферме?».
Малая Родина – часть большой страны России. Для ознакомления дошкольников с нашей страной в группе есть глобус, карты Кемеровской области и Яйского муниципального округа.
Тематические папки и альбомы «Путешествие по Кремлю», «Главный Город – Москва», «Достопримечательности России», «Детям о космосе», Создан альбом «Космос глазами детей» из детских рисунков воспитанников группы.
Дети играют в настольные игры «Государственные символы России», «Мой дом – Россия».
Для ознакомления воспитанников с особенностями растительного и животного мира нашей необъятной родины в группе имеются альбомы «Мы в ответе за тех, кого приручили», животные северных и жарких стран, «Растительный мир Кузбасса», «Заповедные места Кузбасса». Для воспитания бережного отношения воспитанников к природе, в группе есть уголок «Эколята – защитники природы», где размещается информация о проводимых акциях и интересные факты из жизни животного и растительного мира.
Совместно с родителями и детьми изготавливаются макеты, в центре располагаются игры познавательной и экологической направленности.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну неотъемлемо от формирования уважительного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. В центре имеются книги, иллюстративный материал, фигурки кукол в национальных костюмах коренных жителей Кузбасса, изготовленные руками самих воспитанников в ходе совместной образовательной деятельности.
В подготовительной группе мы продолжаем формировать интерес каждого ребёнка к истории страны, событиям её героического прошлого на примерах мужества и героизма советских людей в грозные годы военных испытаний.
И эта работа не возможна без тесной взаимосвязи с семьями воспитанников.
Родители предоставили фотографии родственников – участников боевых действий Великой Отечественной войны из семейных архивов. Используя это бесценный материал, мы создали альбомы памяти «От прадеда – к правнуку, «Судьбы, опалённые войной», рассказывающие о подвигах воевавших в Великую отечественную войну прадедов и о том, как сложилась их судьба в дальнейшем. Вниманию воспитанников предлагаем альбомы «Маленькие герои большой войны», «Блокадный Ленинград», «Надёжный тыл», «Битва под Москвой», «Ордена и медали Великой отечественной войны», «Кузбасс – фронту».
С помощью родителей мы пополнили центр патриотического воспитания ценными экспонатами: ксерокопии писем солдат с фронта, портретами прадедов – участников войны 1941-1945 годов, орденами и медалями, которыми награждены участники боевых действий. Родители сшили костюмы военных лет на кукол.
Мы, педагоги, оформили макет «Битва под Москвой», «Обелиск неизвестному солдату».
В группе хранятся работы воспитанников – участников районных творческих конкурсов «Великой победе посвящается…»
Дидактический и иллюстративный материал подбирается в соответствии с возрастными требованиями, сезонными изменениями, содержание центра корректируется ежедневно и зависит от интересов детей, темы дня, недели, месяца.
Материалы в центре, на стенде размещены так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания.
Центр патриотического воспитания не существует обособлено, она гармонично интегрируется в развивающую предметно-пространственную среду всей группы, каждый центр или уголок содержит материалы, способствующие воспитанию основ патриотизма:
- В уголке изобразительного творчества размещены предметы народного творчества
- В книжном уголке – книги о победе, героях и подвигах военных лет.
- В уголке природы – альбомы и иллюстративный материал о растительном мире региона, картотеки примет, пословиц, поговорок и художественного слова
- В уголке безопасности – макеты улиц родного посёлка
- В уголке «Эколята – защитники природы» - информация об экологических акциях, интересная информация о животном и растительном мире, энциклопедии, тематические альбомы.
- В центре сюжетно-ролевой игры воспитанники «примеряют» социальные роли, моделируют социальные отношения.
Воспитанники вовлекаются в образовательную деятельность по ознакомлению с ближайшим окружением, объектами инфраструктуры посёлка в ходе экскурсий, наблюдений, посещений школьного Музея боевой славы, возложения изготовленных своими руками цветов к обелиску павшим воинам посёлка в годы Великой Отечественной войны.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста под влиянием образа жизни, воспитания в семье и дошкольном учреждении.