Размышления о фильме «Ледяной демон», режиссёр Иван Капитонов, 2021
В российской глубинке у берега моря нет места для радостных, только для скорбящих, познавших боль и тоску, в таком мрачном месте плодится зло, ибо на плодородную землю бросает семена, а плоды лишь смерть, Холодная Смерть для каждого, кто мёртв при жизни, но можно ли вырваться из холодного ледяного капкана?
Это легенда о глубоко несчастных людях, которые бродят по туманным дорогам жизни, озлобленно смотря по сторонам. Открывающая сцена, где молодые люди, используя револьвер (непонятно, почему в фильме этот предмет назвали пистолетом, замечу, что сценарий писали четыре человека), начинают играть: кто умрёт первым, стреляя в себя. Эту забаву дети называют просто: "а чё, мы здесь просто сидим-разговариваем"! Как оказалось, патроны были холостые, но ведь смысловое послание сцены ясно как день. Их жизнь настолько депрессивная, что игра с револьвером воспринимается просто как развлечение, хоть какое-то ощутимо важное событие.
Посмотреть на взрослых - и здесь не найдём счастливых. Таня и её любовник дядя Миша, а ещё Фёдор, майор полиции... Кто из них сияет от счастья? Как общаются Таня и Миша - это яд, а не жизнь. Десять лет они вместе, и это при том, что Таня были инициатором их объединения, принимая Мишу как единственного для себя защитника от всех невзгод. А что Федя? Доминирующий над сыном, никакого душевного диалога, в одно мгновение вспыхивают конфликт, драка, угрозы.
Посреди этого мрака живёт Ксюша, лет 15-16 ей, если судить по сюжету. Она родная дочь Тани. Хочет быть взрослой. Не хочет слушать наставлений, советов, принимать от кого-то помощь. Хотя сама далеко не самостоятельная, многое не может. Её разум так же подвержен общему депрессивному состоянию, от чего она если и разговаривает, то с грубостью. Это моя комната. Это моя собака. Это моя жизнь. Идите все вон...
История начинается с того, что две девушки, любительницы бродить по вьюжному лесу, ставя палатку на ночь, находят вмёрзший в снег труп. Несмотря на омерзение одной из них, всё же им приходится здесь остановиться на ночлег, под таким ветром ещё раз палатку не поставишь, сил много потеряли. Однако ночь не удалось пережить.
Их нашли в жутком состоянии. Одна девушка мёртвая, вторая, по имени Аля, замороженная. Патологоанатом глянул на девушку и сказал, что труп пролежал в ледяном состоянии не меньше нескольких лет. Едва резанул кожный покров на груди, как потекла кровь. Что это? В реанимацию! Она жива!
Вместе с девушками из лесу извлекли и труп мужчины. Опознали. Это Матвей, который пропал десять лет назад. Труп, но - феноменальный труп. Как бы живой. Врачи предположили, что он пребывает в коме. Как такое возможно? Подключили аппараты поддержки жизни, и позвали его бывшую жену, Таню, а вместе с ней прибежала и Ксюша. Папа нашёлся? Таня, как заведующая отделением в местной больнице, распорядилась доставить кома-образный труп Матвея в её дом в лесу, дабы она сама ухаживала за ним, ожидая пробуждения.
Здесь Таня призналась, что десять лет, не смыкая глаза, всё думала о Матвее, все горевала, как же так, он ушёл, бросил её, не попрощался. Память хитра, иной раз она переворачивает реальность, давая образы совсем другие, ложные. Миша, увидев Матвея, сказал, что на фига нужен этот труп в доме. На что Таня взъярилась и сказала, чтобы он сам шёл вон отсюда. И это после всего, что он сделал хорошего для неё? Был опорой в тяжёлые времена, помогал во всех вопросах, любил, как мог, заботился.
И вот после этого начинаются события, которые близки по смыслу с фильмом «Пустошь тьмы и зла» (“The Dark and the Wicked”, directed by Bryan Bertino, 2020), когда мёртвая душа начинает преследовать живых, сея вокруг галлюцинации и насилие, жуткий ад и кошмар, в и без того мрачном месте. Как говорится, мрак притягивает мрак, тьма живёт-плодится во тьме.
В череде галлюцинаций, которые выполнены красиво, но традиционно, персонажи фильма начинают погибать, так и не успевая понять, что произошло. Сёма, сын Феди и друг Ксюши, сам Федя, ну а потом и Таня... Аля тоже умерла, но больше в силу физических причин, ибо не перенесла жуткого обморожения, растаяла, как Снегурочка над костром, и умерла.
Но нужно ли им понимать, если их души и без наличия тёмной сущности уже были мёртвыми, неспособными родить и каплю радости. В фильме не будет ни одной улыбки, ни одной шутки, лица серьёзные, холодные, отчуждённые. Фактически, души персонажей стали полем жатвы, когда Ледяной Демон Смерти начал собирать свои плоды.
В фильме был ещё один персонаж, некая медсестра из большого города, которая приехала, чтобы исследовать феномен Матвея. Сделала фото его мозга, сравнила с мозгом стандартных кома-образных пациентов, и увидела разницу, что большая часть мозга - умерла. Однако, каким образом в теле может поддерживаться жизнь? Она сказала, что НЕЧТО контролирует тело Матвея, и лучше не приближаться. Но её никто не услышал. Все только и начали приближаться да приближаться, заражаясь галлюцинациями, следуя воле тёмной сущности, которая умерла со злобой в сердце.
Можно сказать, это фильм и о чувстве вины, которое притягивает зло. Возможно, что чувство вины в душе Тани, объединившись с тёмной энергетикой насильственного при жизни Матвея, а после смерти ставшего источником зла, и породило активную Сущность, которая стала повсюду двигаться и проливать реки крови.
Откуда взялось чувство вины? Десять лет назад Матвей и Таня в очередной раз поругались, подрались. Матвей ударил Таню больно, и увидел 5-летнюю дочку, Ксюшу, хотел её приласкать кулаком по лицу, но Таня взяла кухонный молоток для отбивания мяса, и долбанула мужа по затылку. Таня убежала в страхе к Мише, зарыдала, он приехал, увидел труп Матвея, да вывез его в лес, вместе с вещами, и для всех была создана легенда, что Матвей уехал бесследно.
В итоге, муж вернулся... за женой... вместе стали призраками дома в лесу. Ибо, "никто не может отобрать то, что принадлежит мне!".
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей