Найти тему

Тьютор для особенных детей

По данным Минпросвещения России, в нашей стране обучается более 1,15 млн человек с ОВЗ. Для таких детей положен тьютор, и его наличие в заведениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями, является распространённой практикой.

О своей работе рассказала тьютор для детей с особыми образовательными потребностями московской школы №2065 Анна Бачурина:

— Тьютор в нашей школе — это посредник между ребенком и окружающей средой. Его цель — направить ребенка в освоении навыков, помочь ему научиться. Не выполнить за него задачу, а привлечь внимание, например, жестом, направить на задание, включить в процесс. В школе №2065 учатся дети с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна, ДЦП. Часто им сложно сконцентрироваться, понять, чего от них хотят. В силу физических особенностей они не всегда успевают за одноклассниками, поэтому учитель-тьютор должен быть рядом. Мы подготавливаем среду для ребенка в школе — адаптируем материалы для занятий, убираем предметы, которые могут отвлекать. Вне урока обязанности тьютора — помогать взаимодействовать со сверстниками — моделировать ситуации, показывать, как надо. Постепенно при правильном подходе к ребенку помощь тьютора отходит на второй план и ребенок становится самостоятельнее.

Может ли учитель выполнять роль тьютора в этом случае?

Нет, не может. По мнению Анны, педагог — это учитель, и инструкции, которые исходят от учителя, должны быть адресованы всем, а не кому-то одному. А тьютор — это обязательно отдельное лицо, которое помогает следовать за процессом. Адаптировать задания для отдельного ребенка. Например, если не успевает, меньше выполнять на уроке. Или заранее вырезать треугольники для аппликации, если ребенок не может сделать это сам или потратит на работу с ножницами всё отведенное время. Более того, тьюторы, которые работают с особенными детьми, обязательно изучают основы прикладного анализа поведения, методы АВА-терапии. Без этих знаний сложно работать. Надо понимать, как работает поведение, как формируется любой навык: говорить, считать, убирать за собой тарелку.