Найти тему

Как научиться принимать сложные решения?

Ежедневно мы принимаем огромное количество решений — не только в бизнесе, но и в жизни. Поэтому важно этот навык развивать и укреплять. Павел Меринов (Школа Критического Мышления) поделился авторским методом для принятия решений

Принятие решений и решение сложных проблем — одна из самых актуальных тем в исследованиях мышления и практике менеджмента. Метанавык, или метакомпетенция Complex Problem Solving (комплексное решение проблем, или решение комплексных проблем) – стабильно на первом месте в рейтинге Всемирного Экономического Форума. Такие смежные компетенции как Judgment and Decision Making (вынесение суждений и принятие решений) тоже идут рука об руку, находятся в топ-10 и почти не меняют свое положение в течение многих лет.

Неудивительно, что все больше организаций внедряют системный подход к принятию решений и развивают навыки решения проблем и у руководителей, и у специалистов.

Это особенно важно, когда организация переживает изменения стратегии, корпоративной культуры, слияния и поглощения, выход на новые рынки. Адаптивность и скорость сегодня – неотъемлемые факторы эффективности в бизнесе. И у руководителя с повышением ранга в организации возрастает и количество факторов, которые ему нужно учесть, и сложность проблем, которые нужно решить.

Примеры проблем

Вот несколько примеров организационных комплексных проблем, которые часто встречаются в моей консалтинговой практике.

Кого назначить на должность управляющего директора? Риски очень высоки. Цена неправильного выбора — стоимость найма и поиска, компенсационный пакет человеку при увольнении, упущенная прибыль из-за некомпетентной работы.

Запускать ли продукт X на рынок Y в этом году?Это важнейший вопрос маркетинговой стратегии. Хотим ли мы быть первыми? Нужно ли нам конкурентное преимущество, связанное с очередностью выхода на рынок? Или мы хотим подождать, посмотреть, как будет развиваться отрасль?

Для какой аудитории позиционировать наш товар?Выбор целевого сегмента — это принципиальное решение. От него зависит, каким станет образ продукта в головах потребителей и насколько рынок будет откликаться на ваши ценностные предложения.

Как подружить конфликтующие отделы? Например, конфликт отделов маркетинга с продажами или производства и отдела по работе с клиентами — это притча во языцех, где нет правых и виноватых.

В какой проект инвестировать? У нас есть бюджет. Мы понимаем, что на исполнительном комитете нас спросят: «Во что вы предлагаете вкладывать?» В инновации, которые будут внедряться постепенно, или в одну системную инновацию, которая перевернет все с ног на голову?

Кого взять в команду? Порой даже от появления одного человека зависит командная динамика. Сохранится ли эффективность? Повысится ли качество совместной работы? Насколько продуктивность будет сочетаться с результативностью и уровнем командного духа?

Решение комплексных проблем — это всегда:

  1. оценка ситуации,
  2. поиск предмета решения,
  3. формирование отношения к решению.

Принятие решений — процесс выбора конкретного варианта на каждом этапе.

Что такое “коридор оптимальности”

Главное — стремиться не к единственному верному варианту или идеальному решению, а к тому, что я называю «коридором оптимальности».

Чтобы соединить мыслительный процесс, групповое обсуждение и наглядную визуализацию, я сформулировал интуитивно понятную модель с опорой и на свой опыт в стратегическом и лидерском консультировании, и научную базу. Метод отлично работает не только когда речь идет о решении, которое необходимо принять индивидуально, но и для групп. Он позволяет:

● вырабатывать больше эффективных и разнообразных решений в ответ на комплексные бизнес-проблемы;

● проще преподносить, решения;

● проще договариваться и вовлекать стейкхолдеров.

По вертикали — эффект (польза, результат), по горизонтали — усилие (не обязательно монетарные затраты; это могут быть время, энергия, внимание).

Нам необязательно рассчитывать количественное выражение этих параметров и тратить усилия на ненужные бесконечные расчеты. Чтобы вынести обоснованные суждения и создать коридор оптимальности, достаточно сопоставить отличия на уровне порядка, то есть понять, что находится в зоне низких, средних и высоких значений.

Итак, нужно расчертить «сетку» из девяти ячеек. Подобная визуализация поможет понять, в какой области находится каждый вариант решения проблемы.

● Когда затраты и польза небольшие — это легкая победа.

● Когда и затраты, и результат большие — стратегическая инвестиция.

● Заметные вложения, но незначительный результат — неблагодарное занятие, впустую потраченные время и усилия.

Рядом всегда будет сомнительный вариант, «ни рыба ни мясо». Это когда и потратились не сильно, и результат небольшой.

Верхний левый угол — высокий результат, малое количество усилий. Это золотой самородок. Среди «руды» нашлось то, что надо хватать и бежать. Рядом перспективные варианты. Они достойные, интересные, но не самые удачные. Золотая середина — сбалансированное решение. Оно окружено теми сценариями, на которые мы можем выйти при желании. Но напоминаю: нам нужен не единственный вариант, а “коридор оптимальности”.

Рекомендация простая: из одного варианта не выбирают. Чтобы преподнести решения, нужны не только терминологическая маркировка и ясный физический смысл, который стоит за вариантами, но и понятное сопоставление опций. Вы ведь не будете преподносить все девять вариантов на исполнительном комитете. Но три варианта точно легко запомните и вы, и ваши визави. Их вы сможете сопоставить, а в совокупности они дадут системную картину.

Я рекомендую остановиться на сочетании трех вариантов или на схеме «3+1».

Золотой самородок — маловероятный вариант, который будто возможен лишь в идеальном мире (маленькие затраты и выдающийся результат).

Неблагодарное занятие, которое требует избыточных усилий и приносит незначительный результат.

Сбалансированное решение — наиболее целесообразное при начальных условиях и ограничениях.

Почему, когда мы преподносим решение стейкхолдерам, важно упоминать даже неблагодарное занятие? На контрасте с этой нежелательной альтернативой первые два варианта смотрятся выгоднее, подход представляется взвешенным, а презентующий его — подготовленным.

Если ваши визави примут коридор, который вы предлагаете, то возникнет вопрос, который нередко задают на инновационных комитетах: «Как вы видите развитие проекта?» или «А как вы будете развивать эту бизнес-модель?» и т.п. Здесь остается вспомнить о стратегической инвестиции — вкладе в будущее, требующем заметных усилий, но с ощутимой отдачей.

Алгоритм для принятия решений: семь шагов

Модель «коридора оптимальности» или формула «3/3+1» замечательно подходит для поиска, отбора и презентации значимых решений.

Резюмируя, предлагаю алгоритм из семи практических шагов для эффективного решения проблем и принятия решений (как индивидуального, так и группового).

  1. Определите проблему и критерии решения. Что именно мы решаем? Что является проблемой и что хорошим решением? Как мы поймем, что решили проблему? В чем будет заключаться эффект, а в чем – усилия?
  2. Проведите ситуационный анализ. Эта практика широко используется при разработке маркетинговых стратегий: что есть в отрасли, рынке, конкурентах, потребителях, какие есть тенденции в продуктовых разработках?
  3. Сформулируйте варианты решений. Чтобы сделать выбор, нужно иметь то, из чего можно выбирать.
  4. Сопоставьте варианты по критериям. Сколько пользы принесет эта опция? Насколько она затратная? Что будет менее затратным?
  5. Сократите количество вариантов. Разница между ними ясна, к каждому есть понятное отношение. Введите градацию: что — «минимально удовлетворительный вариант», что «факультативный», а что — «сверхзадача».
  6. Преподносите решение в виде обоснованного суждения. Расскажите, в чем суть проблемы, какие есть варианты и что рекомендуется выбрать. Вовлекайте стейкхолдеров в процесс обсуждения: вместо единственно верного или лучшего варианта предлагайте «Коридор оптимальности 3/3+1».
  7. Спрашивайте себя и других: «Не путаю ли я решимость с качеством решения?», «Не путаю ли я осмотрительность с избеганием решения?»

Любое решение — отказ от чего-то в пользу чего-то. Как принято говорить в практике стратегического планирования, стратегия определяет не только то, что мы делаем, но и то, что не делаем.

Это особенно важно для лидеров, так как команда и организация — это «удлиненная тень» человека, стоящего во главе. Освоение системного, осознанного и прагматичного подхода к этому процессу может быть источником как персонального роста, так и развития на уровне команды и организации в целом.

Автор: Павел Меринов, консультант по проектированию и внедрению организационных изменений, бизнес-тренер, коуч, преподаватель Школы Критического Мышления, руководитель направления «Изменения и инновации» компании Business Speech для РБК ПРО.

#critical thinking #критическое мышление #решения #павел меринов