С праздником! "Завету" исполняется пять лет, и это хороший повод поговорить о фильме, который публика привыкла ругать, не особенно вдаваясь в подробности. Так порой случается - иногда разочарование застилает нам глаза, и мы не хотим дать второй шанс тому, от кого ожидали чего-то великого. "Чужой: Завет" многие ждали с большим интересом, существенная часть публики считала, что "Прометей" был разовой осечкой, и теперь-то Ридли Скотт посрамит всех недовольных. Но высокие ожидания - путь в пропасть. Для большинства "Завет" показался еще большим провалом, чем первый приквел, но я готов побороться за честь Weyland-Yutani и привести вам целую обойму доводов в пользу того, что фильм совсем не так плох, как вам показалось. И его точно стоит пересмотреть.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Так чем же "Завет" улучшает франшизу "Чужой/Чужие"?...
Фильм возвращает нас к корням
Фанаты оригинального фильма 1979 года и культового сиквела из 1980-х особенно сильно ругали "Прометей" за то, что из него напрочь пропали нотки шока и трепета. Из хоррора и триллера новая лента трансформировалась в философско-религиозную притчу с научно-фантастической оболочкой. "Завет" возвращает франшизу в привычную колею - саспенс и ужас возвращаются на передний план, а сама картина возвращается к идее выживания во враждебной среде. Да, от "Прометея" здесь все еще достаточно много, но "Завет" гораздо ближе к "Чужому", что не может не радовать.
Картина получилась более сфокусированной
Еще одна большая претензия, которую поклонники жанра предъявляли "Прометею" - его слишком невнятный сюжет. Герои бросались из крайности в крайность, тянули за множество сюжетных нитей, переключались с одной задачи на другую с каким-то болезненным упрямством. "Завет" имеет более четкую структуру и не шарахается из стороны в сторону. Нет, конечно, парочки неожиданных сюжетных кульбитов не избежал и этот фильм, но в целом "Завет" двигается заметно более уверенно, не разменивается на мелочи и четко видит цели, которых хотел бы добиться.
Неоморф - жуткое новое создание
У франшизы "Чужой" есть замечательная "традиция" - в каждом фильме серии нам представляют новый вид ксеноморфа. Монстра из "Завета" назвали неоморфом, и он получился действительно жутким. До классических тварей-убийц с выдвижными челюстями им все еще далеко, но эти небольшие белесые монстры, разрывающие внутренности своих жертв, достойны своих дальних родственников с Ахерона. Жаль, разумеется, что неоморфам дали совсем немного экранного времени, потенциал у них был огромный, но так вообще-то еще страшнее - результаты экспериментов Дэвида с чудовищами можно нафантазировать самые невероятные.
Загадка происхождения
От "Чужого: Завет" нельзя просто так отмахнуться, даже если вы не считаете этот фильм достойным последователем великих предшественников. Главным образом потому, что здесь показано откуда на самом деле произошли ксеноморфы - из фильма мы узнали, что трагедия команды "Прометея" превратила Дэвида в безумного ученого, создающего совершенное суперсоздание из клеток человека и патогена, найденного на корабле Создателей. Возможно, такое "происхождение видов" многим показалось неожиданным и неестественным, но на мой взгляд, такой ход не противоречит природе человека и даже подчеркивает ее. Что бы мы ни делали, получается оружие разной степени смертоносности.
Величественная картинка
Даже те, кто "Прометея" и "Завет" не хотят воспринимать всерьез, вынуждены признать, что с кинематографической точки зрения эти фильмы сделаны на высочайшем уровне. Визуальный ряд, в принципе, сильная сторона картин Ридли Скотта, но эти две ленты превосходят все ожидания. Декорации кораблей и костюмы астронавтов, цифровые пейзажи и космические ландшафты, загадочные существа и жестокие монстры - и живую, и компьютерную картинку Скотт доводит до совершенства. "Завет" здесь особенно хорош - его таинственная планета превосходит по красоте и обилию деталей все, что прежде было сделано в данной франшизе. Фильм визуально безупречен.
Смесь старого и нового
Существенный плюс "Завета" заключается также в том, что он отлично сочетает в себе элементы "Прометея" с новыми темами. Публика требовала от Скотта, чтобы он "отрекся" от первого приквела и снял что-то совершенно иное, но режиссер не поддался. Да, "Завет" держится в стороне от тем предыдущего фильма, но связей с предком у него остается достаточно - возьмите хотя бы присутствие Дэвида. При этом лента соблюдает баланс - "Завет" смело открывает новые горизонты, но и оригинальному фильму отдает дань уважения. Это самая сбалансированная картина серии.
Объемные персонажи
"Прометей", во многом по заслугам, получил от фанатов за плохо раскрытые шаблонные характеры. Действительно, герои в нем были довольно схематичными - кто в каком порядке умрет было понятно чуть ли не с первых кадров. "Завет" в этом отношении живее, искреннее, объемнее - его герои больше похожи на людей. К счастью, режиссер не стал делать из Кэтрин Уотерсон новую Рипли - это было бы очень плохим решением. Зато нам показали совершенно неожиданного героического Дэнни Макбрайда. Конечно, часть персонажей по-прежнему годится только на убой, но и переживать есть за кого.
Это самый кровавый фильм серии
Вряд ли кому-то когда-то удастся превзойти по своему влиянию на зрителя культовую сцену первого появления грудолома в "Чужом". Это было неожиданно, это было страшно, это было кроваво, это было натуралистично, это был подлинный животный ужас, замешанный на боли и крови. Никому из последователей Скотта не удалось показать ничего столь же убедительного, поэтому в "Завете" режиссер противостоит сам себе - сцена появления неоморфа не равнозначна оригиналу, конечно, но она эффектна и эффективна. Однако, это только начало - дальше монстра уже не остановить, а Скотт, кажется, наслаждается свободой и показывает кровь во всей ее красе. Шок - это по-нашему.
Соединение хоррора и боевика
В третьем акте "Завета" Ридли Скотт сделал то, что от него ждала публика уже много-много лет - он вернул на экраны того чужого, который стал культовым монстром на все времена. Строго говоря, ксеноморф в этом фильме еще не окончательно сформировался, поэтому правильнее его называть Протоморф, но важно не это, а то, что с его появлением в "Завете" заработал ген, заложенный одновременно "Чужим" и "Чужими". Протоморф соединил элементы хоррора и боевика, превратил фильм в настоящий фильм ужасов, от которого вскипает адреналин. "Завет" дает то, что не смог дать "Чужой: Воскрешение" - фильм вышел страшный, но энергичный. Кульминация получилась достойная, а комбинация жанров - впечатляющая.
Дэвид и Уолтер
Если ничего из выше перечисленного вас по-прежнему не впечатляет, то посмотрите "Завет" хотя бы из-за Майкла Фассбендера. Актер исполняет в фильме две роли - он играет две модели внешне одинаковых андроидов, сильно отличающихся в деталях. Майкл наделяет персонажей разными характеристиками, голосами, повадками, "личностями", поэтому совместные сцены Уолтера и Дэвида порой вызывают ощущение неловкости, но в основном впечатляют актерской работой. Два последних фильма франшизы можно ругать и не любить, но должное Фассбендеру отдать нужно обязательно - возможно, это лучшая его работа на сегодняшний день в карьере.
Ну, да... Немного притянуто за уши, немного высосано из пальца, немного утрированно, в общем - все, как я люблю. Но основной смысл, думаю, понятен: пять лет - достаточный срок, чтобы отбросить эмоции и посмотреть на фильм беспристрастно. Попробуйте, и вы увидите, что он очень даже неплох. А я пока напишу ещё что-нибудь интересное - Киновед в штатском любит разнообразие на своём канале. Заглядывайте ещё, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и своих близких, и...
Увидимся в кино!
#кино #фантастика #чужой #завет #ридли скотт