К ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ОТНОСЯТ:
1.Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства).
2. Умение определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов.
3. Определять направление движения.
4. Умение ориентироваться на листе бумаги.
5. Умение ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.
Развитие пространственных представлений младших
школьников считается одной из основных задач обучения
в школе, благодаря их немалому значению для усвоения
знаний и навыков, как в учебной, так и практической
деятельности.
Самые элементарные пространственные ориентировки
формируются уже в младенческом возрасте, благодаря
чему ребёнок может перемещаться в пространстве и
действовать с различно расположенными предметами.
Исследования учёных подтвердили, что восприятие
пространства образуется «из взаимодействия различных
анализаторов внешней и внутренней среды
человеческого организма» и возникает в результате не
созерцательного, а « действенного отношения к миру» Развитие пространственных представлений у ребёнка
происходит в неразрывной связи с формированием
мышления и речи. Общаясь со взрослым, дети
переходят от неточных словесных обозначений пространства
(«там», «тут», «здесь») к освоению слов, обозначающих
пространственные признаки предмета и его
взаиморасположение с другими («слева», «справа», «выше»,
«ниже»). Эти понятия становятся важными для дальнейшего
более глубокого анализа пространственных представлений.
К моменту поступления в школу дети уже различают правую
и левую руки, понимают значение слов «вверх», «вниз»,
«дальше», « ближе» и т.д. В школе происходит дальнейшее
развитие пространственных представлений о величине,
протяжённости, длине, ширине, высоте, расстоянии,
направлениях по сторонам своего тела.
Виды упражнений:
- Расставь правильно. Детям раздаются приготовленные заранее цветные наборы геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты. Прямоугольники, ромбы). По заданию дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом порядке (используются слова «выше», «ниже», «дальше», «перед» , «около» и т. д.; и предлоги «под», «на», «около» и т;д.).
- Найди пазлы. Цель: Развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальных обозначений. Используется картинка, выложенная из пазлов. Ведущий сообщает , что от картинки, составленной из пазлов, несколько потерялось и детям предстоит найти их.
Задания: Встань так, чтобы впереди тебя было окно, сделай 3 шага налево, 2 шага вперёд, твой пазл на столе под книгой.
Требования при подборе игр для развития пространственных представлений для детей с ОВЗ.
- Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- Учет структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.