Найти тему

Развитие пространственных представлений

К ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ ОТНОСЯТ:

1.Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства).

2. Умение определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов.

3. Определять направление движения.

4. Умение ориентироваться на листе бумаги.

5. Умение ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.

Развитие пространственных представлений младших

школьников считается одной из основных задач обучения

в школе, благодаря их немалому значению для усвоения

знаний и навыков, как в учебной, так и практической

деятельности.

Самые элементарные пространственные ориентировки

формируются уже в младенческом возрасте, благодаря

чему ребёнок может перемещаться в пространстве и

действовать с различно расположенными предметами.

Исследования учёных подтвердили, что восприятие

пространства образуется «из взаимодействия различных

анализаторов внешней и внутренней среды

человеческого организма» и возникает в результате не

созерцательного, а « действенного отношения к миру» Развитие пространственных представлений у ребёнка

происходит в неразрывной связи с формированием

мышления и речи. Общаясь со взрослым, дети

переходят от неточных словесных обозначений пространства

(«там», «тут», «здесь») к освоению слов, обозначающих

пространственные признаки предмета и его

взаиморасположение с другими («слева», «справа», «выше»,

«ниже»). Эти понятия становятся важными для дальнейшего

более глубокого анализа пространственных представлений.

К моменту поступления в школу дети уже различают правую

и левую руки, понимают значение слов «вверх», «вниз»,

«дальше», « ближе» и т.д. В школе происходит дальнейшее

развитие пространственных представлений о величине,

протяжённости, длине, ширине, высоте, расстоянии,

направлениях по сторонам своего тела.

Виды упражнений:

  • Расставь правильно. Детям раздаются приготовленные заранее цветные наборы геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты. Прямоугольники, ромбы). По заданию дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом порядке (используются слова «выше», «ниже», «дальше», «перед» , «около» и т. д.; и предлоги «под», «на», «около» и т;д.).
  • Найди пазлы. Цель: Развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальных обозначений. Используется картинка, выложенная из пазлов. Ведущий сообщает , что от картинки, составленной из пазлов, несколько потерялось и детям предстоит найти их.

Задания: Встань так, чтобы впереди тебя было окно, сделай 3 шага налево, 2 шага вперёд, твой пазл на столе под книгой.

Требования при подборе игр для развития пространственных представлений для детей с ОВЗ.

  • Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  • Учет структуры дефекта;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учет принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.