Найти тему
Фалькао не приехал

​​Напоследок - неожиданная колонка-некролог Ивице Осиму. Неожиданная, потому что вышла она в The Guardian, которому до старого югославского

​​Напоследок - неожиданная колонка-некролог Ивице Осиму. Неожиданная, потому что вышла она в The Guardian, которому до старого югославского тренера вроде бы не может быть никакого дела. На практике небезызвестный Джонатан Уилсон брал интервью у старика в 2009 году и остался так же очарован им, как люди в самых разных странах, где Осим работал.

Родившимся в нынешнем веке это имя наверняка ничего не говорит, потому что закончил Осим в 2007 году из-за сердечного приступа, от последствий которого он полностью так и не оправился. Уилсон пишет, что в тот момент тренер смотрел матч "Арсенала" и, очнувшись после операции в больнице, первым делом спросил, какой счёт.

Зато Осима прекрасно помнят в Граце. Югослав дважды отказал "Реалу", зато выиграл с местным "Штурмом" два чемпионства и три Кубка Австрии. С тех пор клуб становился чемпионом только один раз - в 2011 году.

Культовый статус фигару Осима имеет и в Сараево, где он родился, а потом играл за "Железничар". Хоть он всегда и считал себя прежде всего югославом, в 1993 году Осим со слезами на глазах объявил, что уходит с поста тренера сборной Югославии, потому что не может закрывать глаза на события, происходящие в его родном городе.

Он был разочарован, но сохранил романтический взгляд. "Я до сих пор думаю о том, что могло произойти, если бы мы прошли Аргентину [на ЧМ-1990 юголавы проиграли команде Марадоне по пенальти в четвертьфинале]. Может, я излишне оптимистичен, но на едине с собой я часто фантазирую о том, что случилось бы с Юголавией. Может, никакой войны бы и не было, если бы мы стали чемпионами мира. Конечно, я сомневаюсь, что это произошло бы в реальности, но никто не мешает мне мечтать об этом".

Больше всего он говорил о футболе. Осим успел примерить на себя много ролей: высокий элегантный форвард, известный своим дриблингом, которого любили в Седане, Валансьене и Страсбурге не меньше, чем в Сараево; тренер, который бывал жесток со своими игроками (а иногда и переводчиками, как на Кубке Азии-2007, где он довёл своего переводчика до слез, потому что ему показалось, что тот пытается смягчить его раздражение футболистами); но в первую очередь он был ярчайшим представителем великого поколения юголавов, побываваших во всех уголках мира, хотя больше всего им хотелось сидеть с чашкой кофе на какой-нибудь балканской площади и спорить об игре.

Осим оставался крайне популярен в Японии, где книга с его изречениями была продана тиражом больше 400 тысяч копий, и к нему часто приезжали японские журналисты. В последние годы жизнь в измотанном болезнью Осиме поддерживал прежде всего футбол: он часто говорил о нем и ходил смотреть, как играют во дворах местные мальчишки. Он ненавидел многое из того, во что превратилась игра, но по-прежнему её любил - за радость, которую она дарила, и как легко могла навести мосты между совершенно разными людьми.

Осим скончался в минувшее воскресенье, немного не дожив до своего 81-го дня рождения. На фото - то, как с ним прощались в Сараево.

https://www.theguardian.com/football/2022/may/02/ivica-osim-yugoslavian-football-coach-dies-aged-80