Найти тему

«Социокультурное и медиакультурное воспитание обучающихся на занятиях в объединеии "Компьютерная страна "Информ@шка".

Шмелькова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Социокультурное и медиакультурное воспитание – это одно из важнейших направлений воспитательной работы, которое ярко прослеживается при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная страна «Информ@шка».

В международном праве медиаграмотность определяется как грамотное использование детьми и их педагогами инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Задачи медиакультурного воспитания обучающихся, при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная страна «Информ@шка», предусматривают как уберечь обучающихся от контактов с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты, доступов к нежелательному содержимому информации, угроз заражения вредоносным программным обеспечением и других опасностей.

Мною проведено анкетирование со своими обучающимися, Результаты показали, что 100% детей имеют дома компьютер. В среднем ежедневно они проводят за ним по 4 часа в день. На диаграмме можно увидеть, что 75 % детей находятся в сети Интернет самостоятельно и всего 25% под присмотром взрослых. На первое место дети поставили – компьютерные игры. 96% из них играют каждый день, причем 51% может начать играть, даже не пообедав; на втором месте – общение в социальных сетях («Facebook», Вконтакте, одноклассники); на 3 месте было прослушивание музыки и распечатка документов.

В рамках медиакультурного воспитания, мною проведены открытые занятия и беседы по темам «Проблемы информационной безопасности», «Безопасный Интернет», «Медиабезопасность как средство улучшения нравственно-психологического климата в детской среде и правильного поведения в сети Интернет», «Здоровье и безопасность обучающихся в мире информационно-коммуникационных технологий», «Этика и право при создании и использовании информации», «Организация групповой работы над документом», «Информационная безопасность», «Как правильно использовать информацию», «Правовая охрана», «Как вести себя в сети Интернет»; в 2021 году мы приняли участие в Едином уроке безопасности в сети «Интернет», который направлен на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности обучающихся, привлечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

Безопасный Интернет детям!

Обучающиеся объединения «Информ@шка» приняли участие в IV Национальной премии в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок» и награждены дипломами «За вклад в развитие детского информационного контента».

При участии обучающихся объединения создан и функционирует Виртуальный музей Центра «Страницы пионерской биографии».

Результатом медиакультурного воспитания обучающихся, при реализации программы «Компьютерная страна «Информ@шка» является знание об опасности интернет-зависимости, способов и правил поведения в сети Интернет; медиа и цифровая грамотность, знакомство с интернет-браузерами «Гогуль», «Он-Ляндия», Интернет Цензором, системой-контент фильтрации «SkyDNS», которая установлена в кабинете информатики, является эффективной защитой обучающихся и соблюдением 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

С целью осуществления социокультурного воспитания, в рамках формирования опыта восприятия и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве проведены: беседы «Об опасности терроризма, экстремизма», «Культура поведения», диспуты «Добро и зло. Причины наших поступков», «О ценности жизни», «Мир вокруг нас», «Символы России», создаются буклеты в программе «Publisher» на тему «Моя малая Родина»; газеты «Прикоснись сердцем к природе», «Любимый город Бузулук», «Памятные места» и открытки к знаменательным датам: Дню народного единства, Дню матери, Дню учителя и Дню пожилого человека, Дню Великой Победы для ветеранов Великой Отечественной войны. Создаются тематические сайты и выставки «Любимый город», «Мой класс», «На всех одна Звезда по имени Земля».

И в заключении подвожу итог вышесказанному: социокультурное и медиакультурное воспитание при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Компьютерная страна «Информ@шка» позволяет сформировать у обучающихся представления о «толерантности», «миролюбии», «гражданском согласии»; помогает противостоять таким явлениям, как социальная агрессия, межнациональная рознь, экстремизм, терроризм, фанатизм; содействует профессиональной подготовке, прививает коммуникативные навыки.