Освоение Арктики представляет собой один из мегапроектов современной России. Речь идет о бережном и системном подходе к Арктической зоне РФ – с акцентом на сохранение уникальных экологических, биологических и даже этнических систем. Вместе с тем ответственное изучение и использование ресурсов Арктики способно дать дополнительный стимул ко многим процессам развития.
Президент Владимир Путин 13 апреля провел Совещание по вопросам развития Арктической зоны, на котором отдельно прозвучали научно-технологические сюжеты.
Глава государства сразу обозначил арктическое измерение системы безопасности страны:
«На арктических территориях проживают и трудятся сотни тысяч наших граждан, сконцентрированы практически все направления национальной безопасности нашей страны: экологическое, ресурсное, военно-политическое, технологическое».
Вопреки внешнеэкономической конъюнктуре все программы и проекта развития АЗ РФ должны реализовываться и поддерживаться запланированными ритмичными темпами.
Стержневым в арктической повестке является Северный морской путь. Это отметил и президент. В этой связи всегда в фокусе внимания программа обновления и расширения ледокольного флота страны. О ней детальнее рассказал «арктический» вице-премьер и председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев:
«На российских верфях строится четыре атомных ледокола, в том числе уникальный ледокол «Лидер». До 2030 года необходимо построить ещё шесть ледоколов, четыре из них планируется построить за внебюджетные средства».
Одно из ключевых задач является мониторинг эколого-климатических условий в АЗ РФ и состояния вечной мерзлоты.
На решение этих задач нацелена важнейшая научно-технологическая инициатива, озвученная президентом:
«Одной из конкретных площадок международного научного взаимодействия призвано стать ледостойкое судно «Северный полюс». Работая в формате действующей дрейфующей лаборатории, – а там, по-моему, 16 лабораторий намечено создать, – оно обеспечит самый широкий комплекс исследований: от донных отложений и льда до верхних слоёв атмосферы. Это судно не имеет аналогов, и мировое научное сообщество, безусловно, заинтересовано в том, чтобы оно появилось и начало работать. Нужно без волокиты завершить все испытания, чтобы этой осенью, как и планировали, оно отправилось в свою первую экспедицию».
Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов выступал из Арктического и антарктического НИИ Росгидромета – главного научно-исследовательского центра по арктическим сюжетам. Он детальнее описал характеристики плавучей мегаустановки:
«Прочность корпуса такая, что судно сможет на два года вмёрзнуть в лед и дрейфовать. Это позволит попасть в те уголки Арктики, куда чрезвычайно сложно добраться, и туда, где вообще никогда [никто] не бывал.
В июле «Северный полюс» станет под флаг, в сентябре из Мурманска платформа отправится в первый рейс, в октябре мы должны вморозиться в лёд. Инженеры на практике оценят, как она работает, потом технические сотрудники уступят место учёным, и начнётся полномасштабная экспедиция».
Детально на научно-технологическом измерении Арктики остановился вице-премьер Юрий Трутнев:
«Ещё одно важное направление работы в Арктике – развитие науки и технологий. С этой целью в Арктической зоне создаётся два научно-образовательных центра: в Архангельской области и Республике Саха (Якутия)».
Имеются в виду два НОЦ мирового уровня: «Российская Арктика» по проблематике Западной части макрорегиона с точкой сборки в Архангельской области вокруг Северного (Арктического) федерального университета и НОЦ «Север»
«На Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения», - отметил вице-премьер.
За связанность Арктической зоны внутри и с остальной Россией будут отвечать ключевые логистические коридоры – Севморпуть и Северный широтный ход. Ключевая система жизнеобеспечения – Арктики – перейдет под единоличное управление одного из стейкхолдеров арктической политики.
Главным инструментом освоения и изучения Арктики являются суда ледокольного класса, неограниченного района судоходства, а также ледоколы (во главе с атомными). Минприроды получат научно-исследовательское судно для арктических и антарктических экспедиций. Оно дополнит флотилию ведомства, а также строящиеся НИС Минобрнауки и Росрыболовства.
Вопросы обращения с мусором – в фокусе внимания госвласти, в том числе в Арктике. Александр Козлов анонсировал, что скоро исследователи сформулируют, как лучше поступать с мусором:
«Учёные из УралНИИ «Экология» обещали нам и взяли обязательство до конца года завершить научно-исследовательские работы».
Стержневыми научно-технологическими задачами, которые определил Владимир Путин являются: инструменты наблюдения и предсказания экологоклиматических изменений (сюда входит многое – от спутниковой группировки дистанционного зондирования до метеостанций на курсирующих по СМП судах, от изучения эмиссии метана северными морями до способности мерзлоты и болот депонировать углерод); ликвидация накопленного экологического вреда и предотвращение появления нового (вопросы, связанные с обращением с твердыми бытовыми отходами, ликвидация старых свалок и т.п.); научно-технологический комплекс функционирования Севморпути.
Помимо этого на Арктику завязаны многие прорывные научные решения. В частности, в Певеке пришвартована первая мире мобильная (плавучая) АЭС «Михаил Ломоносов». С малыми и мобильными атомными электростанциями связывается реализация многих проектов, о которых говорилось на совещании. Изменения вечной мерзлоты является системным фактором – речь идет не только о необходимости новых технологий строительства, но и о возможном возвращении некоторых вирусов либо появлении иных биологических угроз. Особо Владимир Путин упомянул о развитии военных ЗАТО, а также о полноценном снабжении вахтовых поселков, которые запускают или обслуживают крупные инвестиционные и инновационные проекты. Не стоит забывать и о том, что Минобороны целенаправлено готовится к отражению любых возможных атак, связанных с Арктикой – речь здесь и об арктических модификациях техники (белую маскировочную окраску которой не раз видели на парадах), и о системах ПВО и ПРО.
Арктика является настоящим фронтиром – пространством, освоение которого наравне с рисками открывает уникальные возможности. В этом качестве арктическая проблематика крайне насыщена научно-образовательными и инновационно-технологическими сюжетами. Отсюда и серьезная конкуренция за то, чтобы возглавить всю арктическую науку.
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/68188.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/24233