Способна ли Россия обойтись без GPS и ориентироваться только на ГЛОНАСС
США собирается запустить процесс, который носит необратимый характер. Это подтолкнёт разные страны, например, Иран. Ливию, к поиску других навигационных систем. Вполне возможно, что ГЛОНАСС сможет стать для них хорошей альтернативой.
GPS был создан для военных целей, например, для обнаружения местоположения российских атомных подводных лодок. Чтобы повышать точность стрельбы баллистических ракет, в том числе, по российской территории.
Чуть позже Штаты нашли этой системе применение и в гражданских отраслях. Благодаря дешевым комплектующим GPS, она распростанилась повсеместно.
Сейчас в России есть несколько систем глобального позицианирования: американская GPS, китайская BeiDou, европейская система навигации GALILEO и российская ГЛОНАСС.
ГЛОНАСС создавалась изначально для военной промышленности, рассказал Ammiac военный эксперт, заведующий отделом Евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. Например, для определения местоположения подвижных ракетных комплексов. Так как у США их нет, ГЛОНАСС была сразу ориентирована на этот вид вооружения. Нужно было определять локацию РТ-2ПМ «Тополь», PC-24 «Ярс» - их нахождение в полевом районе. Используется она и для ракетных катеров стратегического значения.
"Однако, ГЛОНАСС практически с самого начала не использовали для гражданских нужд. Зачем? Ведь система GPS была достаточно дешевой, - говорит военный эксперт Владимир Евсеев, - а потребители могли выбирать между ними. У ГЛОНАСС оставалась до недавнего времени и проблема точности. Была некая погрешность. Теперь мы дотянули датчики и необходимо налаживать их массовое производство."
Благодаря программе импортозамещения, которая началась несколько лет назад, компания внедрила системы поддержки эксплуатации технических средств, мониторинга функционирования, управления бизнес-процессами и хранилище данных.
А запуск новых продуктов увеличился на 15%. В них использовались отечественные компоненты.
Желание отключить Россию от системы GPS только подстегнет нас быстрее переводить все наши системы на ГЛОНАСС. Самолеты, корабли, транспорт, который перевозит грузы, должны иметь свою систему позицианирования. Ведь, перемещение нас вне территории страны - пока отслеживается американской системой. Для стратегического развития страны правильнее будет, если мы полностью перейдем на нашу новигацию.
Как рассказал Ammiac Владимир Евсеев:
"Проблема заключается в производстве датчиков. И пока, возможно, придется какое-то время использовать китайскую систему. И отключение России от GPS. это лишь первый шаг. Для сохранения своего лидерства США может отключить от неё и другие страны. особенно недружественные страны."
Перед Россией стоит задача быстрого перехода на отечественную навигацию, а значит, и новые финансовые вложения. Для автомобилистов есть тоже некоторое неудобство. Те карты, которые закачены в телефоны, используют систему GPS. В таком случае автолюбителям, возможно, придется покупать специальные устройства от ГЛОНАСС.
Однако, некоторые эксперты считают, что отключения от GPS не будет. Так, заместитель исполнительного директора Ассоциации "ГЛОНАСС" Виктор Непоклонов, сказал:
"Ну, даже в том случае, если придется перейти на нашу систему ГЛОНАСС, погрешность в местоположении автомобиля будет незначительная. На уровне нескольких метров. Однако, это может быть существенным фактором для работы страховых компаний при оформлении документов после ДТП."
Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества тоже считают, что мы сможем жить и без американских спутников. К тому же, ограничить GPS для одной страны нельзя. Устройства навигации ориентируются на сигналы спутников. Когда спутник пролетает над какой-то местностью, он распускает сигнал “широким веером. Сергей Бодров, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества считает:
«Угроза отключения России от GPS представляется маловероятной, хотя возможны попытки искажать сигнал. Так, глава Росавиации в конце апреля уже порекомендовал авиакомпаниям тестировать полеты без GPS. Однако потухшие экраны компьютеров, прерывание сотовой связи и глюки в навигаторах больше представляются частью какого-то фантастического сценария, ведь помимо 30 американских спутников (GPS) над Землей летают еще и 25 российских (ГЛОНАСС). Сигнал с одного сателлита покрывает область диаметром 10 тысяч километров. Чисто технически отключить одну страну от всеобщей системы навигации невозможно».