Найти тему

Сербия хочет новые истребители: вот пять наиболее вероятных вариантов от китайского J-10C до французского Rafale

Министерство обороны Сербии начало рассматривать варианты приобретения новых истребителей для модернизации стареющих ВВС страны, которые в последние годы заключили контракт с выводом на пенсию примерно 34 модернизированных истребителей МиГ-21, оставив на вооружении только одну истребительную эскадрилью из 14 МиГ-29.

Поскольку восточноевропейская страна остается одной из немногих на континенте за пределами НАТО и его сферы влияния, но подвергается значительному давлению, чтобы исключить незападные вооружения из своих процессов закупок, ряд стран потенциально могут поставлять Сербии истребители, чтобы снова сформировать вторую эскадрилью, дополняющую существующие МиГи. Сербские МиГ-29 были в основном из России и Белоруссии, которым достались по наследству от Советского Союза, с самолетом, интегрирующим современные радары с электронным сканированием и авионику.

Сербия, тем не менее, избежала больших закупок у России, в основном из-за угроз американских экономических санкций, о чем, возможно, лучше всего свидетельствует ее приобретение китайских систем ПВО HQ-22, хотя ожидалось приобретение конкурирующей российских С-300 или С-400. Приобретение российских истребителей, особенно более дешевых моделей, которые с гораздо меньшей вероятностью вызовут санкции со стороны Вашингтона, тем не менее остается возможным, хотя конкуренция со стороны Китая и европейских производителей означает, что ничего нельзя предположить. Ниже приведены некоторые наиболее вероятные кандидаты на удовлетворение оборонных потребностей Сербии.

J-10C

Поступив на вооружение с 2018 года, J-10C вполне можно считать наиболее подходящим истребителем для удовлетворения оборонных потребностей Сербии и наиболее способным из Китая, который был предложен на экспорт. Реактивный самолет поколения "4 ++" с авионикой наравне с современными самолетами пятого поколения, истребитель выигрывает за счет низких потребностей в техническом обслуживании и эксплуатационных расходов, что делает его подходящим для ограниченного оборонного бюджета Сербии.

-2

J-10C может похвастаться рядом преимуществ перед конкурентами, а также самолетами, выставленными соседними государствами, включая доступ к ракетам класса "воздух-воздух" PL-10 и PL-15, которые считаются более способными, чем их существующие российские и американские аналоги, и сопряжены с мощным радаром AESA и нашлемными прицелами для наведения. J-10C стал бы более способным дополнением к МиГ-29 и помог бы еще больше укрепить связи с Китаем, который стал самым важным экономическим партнером Белграда.

JF-17 Block 3

Второй китайский легкий истребитель, производимый параллельно J-10C, JF-17 Block 3 производится исключительно для экспорта, но имеет аналогичную авионику и доступ к тем же классам ракет класса "воздух-воздух". Самолет значительно легче и имеет гораздо худшие летно-технические характеристики и более слабый двигатель, чем J-10C, но выигрывает от значительно более низких эксплуатационных расходов и более низких затрат в техническом обслуживании, значительно ниже, чем у МиГ-29 и сопоставимых с МиГ-21, недавно выведенными из эксплуатации Сербией.

-3

JF-17 Block 3 будет одним из самых современных истребителей в Восточной Европе, если он будет развернут, и потенциально может быть выставлен в гораздо большем количестве, чем альтернативы, а также позволит сербским пилотам проводить больше времени в воздушной подготовке, чем самолеты с более высоким уровнем обслуживания. Тот факт, что JF-17 использует двигатель, производный от двигателя МиГ-29, также упростит техническое обслуживание.

МиГ-29/МиГ-29М/МиГ-35

Поскольку Сербия в настоящее время в значительной степени полагается на МиГ-29, остается вероятность того, что она может сформировать вторую эскадрилью из более совершенных вариантов МиГ-29. Это могут быть самолеты советской эпохи, модернизированные с новой авионикой, такие как МиГ-29СМТ, недавно поставленные в Сирию или более дорогие недавно построенные МиГ-29МС с более современной постсоветской конструкцией.

-4

Усовершенствованная модель МиГ-35 также может быть востребован и выигрывает от использования радара AESA, более высокой полезной нагрузки оружия и доступа к новым поколениям ракет, таких как Р-37M, для дальнего боя в режиме "воздух-воздух". Политические факторы и текущая степень удовлетворенности Сербии существующим парком МиГ-29, вероятно, определят, могут ли быть продолжены дальнейшие закупки МиГ-29.

Rafale/Eurofighter

Возникнув в одной и той же программе истребителей, Rafale и Eurofighter во многом похожи, хотя первый оказался значительно более популярным на экспортных рынках из-за его более низких эксплуатационных расходов, большей дальности полета и большего акцента на радиоэлектронную борьбу, а также того факта, что он начал интегрировать радары с электронным сканированием почти за два десятилетия до своего конкурента.

-5

Eurofighter выигрывает от более мощных двигателей и большей маневренности, но ему не хватает мощного французского лоббирования, необходимого для продвижения продаж за рубежом. Хотя сербские официальные лица заявили, что оба варианта находятся на рассмотрении, Rafale остается более вероятным претендентом из-за состояния отношений с Францией, предполагаемых превосходных возможностей истребителя и гораздо более высокой цены последних вариантов Eurofighter.

Основное преимущество самолета перед китайскими и российскими конкурентами является политическим, из-за намерения Сербии присоединиться к Европейскому Союзу, что означает многомиллиардную покупку европейских боевых самолетов, спровоцировав вступление в ЕС.

Су-75 Checkmate

Если Сербия воздержится от размещения заказов на новые истребители ближайшие лет десять, то остается вероятность того, что Россия сможет продать новинку - "Checkmate". Можно считать его первым одномоторным истребителем, поступившим на вооружение с 1970-х годов. Легкий самолет пятого поколения, "Checkmate" был разработан с учетом приоритета скрытности, низких эксплуатационных расходов и низких потребностей в техническом обслуживании и, как ожидается, сможет похвастаться превосходными характеристиками, чем любой из вышеупомянутых соперников, в то время как потенциально будет стоить сопоставимо с J-10C и МиГ-35.

-6

Хотя приобретение "Checkmate" может быть очень доступным, с самолетом, сравнимым с "МиГ-21 21-го века", это сделало бы Сербию одним из немногих операторов истребителей пятого поколения в Восточной Европе. Будет ли налажено серийное производство
"Checkmate " к 2027 году, как запланировано, и сможет ли самолет быть таким же экономичным и простым в обслуживании, как рекламируется, еще предстоит выяснить, но если это произойдет, этот истребитель потенциально может стать ведущим претендентом на оснащение ВВС Сербии.

-7