Найти тему
Четки Дхармы

Ведические боги: Агни

«Агни – божественная сила и воля. Имя этого пылающего божества – Агни – происходит от корня, значение которого выражает некую силу, имеющую качества превосходства, или напор, интенсивность – в покое, действиях, в ощущении или движении. Этот корень означает пылающую яркость, поэтому он используется для обозначения огня. Он означает движение, в особенности извилистое или змеевидное. Он имеет значение силы и мощи, красоты и блеска, лидерства и превосходства. Это яростная страсть, с одной стороны, и восторг и любовь – с другой.

Ведическое божество Агни есть первая из энергий, первоначальная и превосходящая все другие, произошедшие из беспредельного и тайного божества. Сознательной силой этого божества были сотворены миры, и они управляются изнутри этим сокровенным и глубинным божеством. Агни (огонь) – побуждающий жар и пылающая воля этой божественности. В качестве пылающей силы знания Агни нисходит, чтобы возводить миры, и сокровенным божеством восседая внутри них, побуждает движение и действие. Эта божественная сознательная сила содержит в себе всех других богов, как ступица колеса содержит его спицы».

Виды огня и тонкие тела

Агни – это божественная вселенская сила. В нашем теле Агни проявляется в нескольких видах.

На физическом уровне он проявляется как огонь пищеварения (джатахара­агни). Этот огонь действует в физическом теле, и все мы его испытываем, когда едим. Также этот огонь разгорается от того, что мы делаем асаны.

На энергетическом уровне действует пран­агни. Пран­агни – это огонь энергетического тела – чистый йогический огонь, очень важный с точки зрения садханы. Если пран­агни достаточно, у нас появляется внутреннее тепло. Пран­агни зависит от состояния энергетических каналов, чистоты манипура чакры, чистоты правого канала (пингалы) и пробужденной Кундалини. Если пран­агни сильный, у нас мало слизи в теле, мы можем легко вставать рано утром, а в течение ночи иметь много ясных осознанных сновидений, у нас сильный иммунитет. Йогические практики, Крийя­-йога усиливают пран­агни.

Следующий огонь – это огонь астрального тела, манасика-­агни. Манасика­агни связан с мечтой, воображением. Он переводит все видимое, воспринимаемое в визуализацию, во внутренний мир, в воображение. Он служит мостом между внешним миром и внутренним. Когда мы выполняем шамбхави­мудру, то глаза раскрываем именно для того, чтобы задействовать манасика­агни. Манасика­агни связан со зрением, визуализацией. Его область действия – это маномайя-­коша (астральное тело).

Есть еще более тонкий огонь – буддхика-­агни, он действует в ментальном теле (виджнянамайя-­коше). Если манасика­-агни, действующий в астральном теле, воспринимает, т.е. питается всем (видим ли мы хорошую картинку или отвратительную, дхармичную или не дхармичную), то буддхика­-агни связан с ценностями, с анализом, он формирует тонкие контуры психики, смыслы, цели.

Буддхика-­агни чрезвычайно важен для нас, потому что именно благодаря ему мы зарождаем различающую мудрость в процессе созерцательной практики. Когда мы созерцаем, поддерживаем санкальпу, работаем с присутствием, с осознанностью, то чаще всего мы опираемся именно на этот вид агни, т.к. он дарует различающую мудрость, способную видеть нюансы.

Существуют и более высокие виды огня: огонь каузального тела, огонь любви и блаженства (ананд­агни), действующий в причинном теле, и Свет Атмана, его еще называют Светом Сына (чит­агни, брахм­агни). Это самые тонкие, высшие уровни нашего сознания, которые по­настоящему представляют собой божество в нашем теле.

-2

Элемент огня связан с иччха-­шакти, с волей. Тот, кому недостает воли к духовной практике, должен подумать о том, чтобы обратиться к Агни как к вселенской силе. Тогда его внутренний огонь откликнется, и такой йогин получит достаточно воли и мотивации.

Агни – это передовое, волевое, прогрессивное сознание. Оно трансмутирует, меняет, идет вперед, отбрасывает старое, сжигает и выращивает, строит что­то новое.

Всякий раз, когда мы имеем дело с огнем, следует помнить, что огонь есть проявленное тело божества Агни и выражать ему почтение. Таким образом, мы зарождаем чистое видение на уровне элемента огня и очищаем свое зрительное восприятие.

С агни также связаны вспышки различающей мудрости (вивека­видьи). Бывает, мы читаем какой­то текст и внезапно нас охватывает понимание, что­то вспыхивает, и мы ликуем от того, что мы поняли сущность этого текста. Когда так происходит, это означает, что буддхика­агни или манасика­агни, огонь ментального или астрального тела, зажегся в потоке нашего сознания, высшие контуры сознания активировались, и мы открыли в себе новый слой осознанности.

Агни называют жрецом, потому что вспышки этого света и различающей мудрости сжигают все поступающие мысли, образы и представления. Все, что входит в ум, сжигается на этом огне подобно тому, как сжигаются на жертвенном костре гхи и другие жертвоприношения. Когда они сжигаются, зарождается только ясность – не образы, не концептуальные мысленные конструкции, а просто ясность как чистое понимание осознавания. Именно эта ясность питает высшие тонкие тела.

На внешнем уровне, когда жрец делает жертвоприношение богам, возливая в огонь гхи с мантрами и бросая фрукты, тонкая форма жертвоприношения идет к богам.

На внутреннем уровне такое жертвоприношение возникает в результате вспышек понимания, т.е. в результате различающей мудрости: мы что­то увидели, что­то прочитали и у нас зародилась вспышка понимания (вивека). Все остальное неважно: ни концепции, ни образы. Эта вспышка понимания является квинтэссенцией, субстратом, который жертвуется богам, т.е. нашим высшим, тонким телам, которые напитываются благодаря таким жертвоприношениям.

#индуизм #божества #йога

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц